Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.06.2016 N Ф02-1809/2016 по делу N А33-18821/2015
Требование: Об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Уполномоченный орган признан нарушившим закон в части непризнания права собственности на участок бесхозяйных тепловых сетей, неопределения теплосетевой организации и необоснованного возложения эксплуатационной ответственности в отношении бесхозного имущества на общество. Выдано предписание об устранении нарушений.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку закон не предусматривает обязанности уполномоченного органа принять исчерпывающие меры, направленные на признание права собственности на участок бесхозяйных тепловых сетей. Не предусматривают такой обязанности и нормативные правовые акты органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. по делу в„– А33-18821/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Бычкова Л.К., секретарь судебного заседания Новикова Д.С.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Васильева Н.М. (доверенность от 19.04.2016),
общества с ограниченной ответственностью "Реактив" - Зиминой Е.А. (доверенность от 04.02.2016);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2016 года по делу в„– А33-18821/2015 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),

установил:

департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган) об оспаривании решения и предписания от 07.07.2015 по делу в„– 182-15-15.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытого акционерного общества "Реактив" (ОГРН 1022402056335; ИНН: 2462005102; г. Красноярск; после 04.02.2016 - общество с ограниченной ответственностью "Реактив"; далее - общество), общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ОГРН: 1032402976870; ИНН: 2466114215; г. Красноярск; далее - ООО "Краском"), открытого акционерного общества "Красноярская теплотранспортная компания" (ОГРН: 1122468025723; ИНН: 2460237933; г. Красноярск; далее - ОАО "КТК").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 декабря 2015 года департаменту отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2016 года решение Арбитражного суда Красноярского края изменено, оспариваемые акты антимонопольного органа признаны недействительными в части указания "принять исчерпывающие меры, направленные на признание права собственности на участок бесхозяйных тепловых сетей от ТК Р110460 до нежилого здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Глинки, 1 "б". В остальной части решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Антимонопольный орган подал кассационную жалобу, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Положением о порядке выявления бесхозяйного недвижимого имущества в г. Красноярске для постановки на учет, утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 08.01.2004 в„– 4, Регламентом взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска 25.05.2011 в„– 510-ж на департамент возложены обязанности по выявлению бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры на территории города Красноярска, по определению теплосетевой организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей до признания на них права собственности, что, по мнению антимонопольного органа, предусматривает также обязанность принять в муниципальную собственность бесхозяйные тепловые сети.
Антимонопольный орган в кассационной жалобе и пояснениях к ней указывает, что департамент фактически признал бесхозяйными тепловые сети, но в нарушение действующего законодательства не осуществил действия по приему таких сетей в муниципальную собственность, в связи с чем считает доказанным допущенное департаментом нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ООО "Реактив" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает изложенные в ней доводы.
В порядке, предусмотренном абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы отложено с 21 апреля на 05 мая 2016 года до 12 часов 30 минут.
В судебном заседании представители антимонопольного органа и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Департамент, ООО "Краском", ОАО "КТК" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебное разбирательство отложено с 05 мая до 07 июня 2016 года до 12 часов 00 минут в порядке, предусмотренном абзацем первым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После отложения судебного заседания представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что общество является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Глинки, 1 "б", теплоснабжение которого осуществляется по тепловой сети, часть которой от ТК Р110460 до нежилого здания является бесхозяйной (далее - бесхозяйные тепловые сети).
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на бездействие департамента, выразившееся в непризнании права муниципальной собственности на бесхозяйные тепловые сети, неопределении теплосетевой организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанные сети. Также общество указало на необоснованное возложение департаментом на общество эксплуатационной ответственности в бесхозяйных тепловых сетей.
Решением антимонопольного органа от 07.07.2015 по делу в„– 182-15-15 департамент признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части непризнания права собственности на участок бесхозяйных тепловых сетей, не определения теплосетевой организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного участка бесхозяйных тепловых сетей и необоснованного возложения эксплуатационной ответственности в отношении названного бесхозного имущества на общество.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 07.07.2015, согласно которому департаменту в срок до 17.07.2015 надлежит отозвать информационное письмо от 20.01.2015 исх. в„– 07/204-гх, направленное в адрес ООО "Реактив"; обращение о переоформлении акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 26.01.2015 исх. в„– 07/292-гх, направленное в адрес ОАО "КТК"; в срок до 27.08.2015 во исполнение пункта 4.2 части 1 статьи 17, пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ), части 1 статьи 6, части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении принять исчерпывающие меры, направленные на признание права собственности на участок бесхозяйных тепловых сетей от ТК Р110460 до нежилого здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Глинки, 1 "б", определить теплосетевую организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного участка бесхозяйных тепловых сетей.
Арбитражный суд первой инстанции, проверив по заявлению департамента законность решения и предписания антимонопольного органа, не усмотрел оснований для признания их недействительными.
Третий арбитражный апелляционный суд изменил решение суда, признав оспариваемые акты антимонопольного органа недействительными в части указания "принять исчерпывающие меры, направленные на признание права собственности на участок бесхозяйных тепловых сетей от ТК Р110460 до нежилого здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Глинки, 1 "б".
Указанный вывод суда апелляционной инстанции, обжалуемый антимонопольным органом в кассационной жалобе, является правильным по следующим основаниям.
Согласно материалам дела решением антимонопольного органа от 07.07.2015 департамент признан нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Среди прочих нарушений требований указанной нормы права антимонопольным органом указано непризнание департаментом права собственности на бесхозяйные тепловые сети, в связи с чем решение и предписание обязывают департамент принять исчерпывающие меры, направленные на признание права собственности на участок бесхозяйных тепловых сетей от ТК Р110460 до нежилого здания общества. Из содержания решения антимонопольного органа явно следует необходимость признания муниципальной собственности на такие сети.
При оценке законности ненормативных актов антимонопольного органа в указанной части судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
Указанная норма права устанавливает исключительно судебный порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь и не предполагает обязанности органа местного самоуправления принять такую вещь в ином порядке.
Не содержат такой обязанности и иные нормы права, подлежащие применению в данном деле.
Так, пунктом 4 части первой статьи 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В этой связи применительно к теплоснабжению пунктом 4.2 части первой статьи 17 Федерального закона в„– 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно части 6 статьи 15 указанного Закона в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Приведенные и иные нормы указанных Федеральных законов не предусматривают обязанности департамента, исполнение которой возложено оспариваемыми актами антимонопольного органа в части принять исчерпывающие меры, направленные на признание права собственности на участок бесхозяйных тепловых сетей.
Не предусматривают такой обязанности и нормативные правовые акты органа местного самоуправления, на которые ссылается антимонопольный орган в кассационной жалобе.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановления Третьего арбитражного апелляционного суда, которое в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2016 года по делу в„– А33-18821/2015 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------