Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.10.2016 N Ф02-4933/2016 по делу N А33-1064/2016
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Департаменту выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства градостроительных планов земельных участков в части исключения из чертежей градостроительных планов красных линий.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не установили наличие или отсутствие утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории, а также не дали правовую оценку соответствию подготовленных департаментом градостроительных планов земельных участков требованиям законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. по делу в„– А33-1064/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Смольникова Е.Р., секретарь судебного заседания Кочкина Е.В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края - Кюрехян Т.А. (доверенность от 01.09.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2016 года по делу в„– А33-1064/2016 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),

установил:

Департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - административный орган) о признании недействительным предписания от 08.12.2015 в„– 1063.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Красноярска (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 марта 2016 года заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2016 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 марта 2016 года отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Обжалуя постановление суда апелляционной инстанции по мотивам нарушения норм права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и заявляя об его отмене и оставлении в силе решения суда первой инстанции, Департамент в кассационной жалобе указывает, что оспариваемым предписанием на него возложены обязанности, которые выходят за пределы его компетенции.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемый судебный акт - без изменения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 20 по 27 сентября 2016 года до 12 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru.
После перерыва представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения Департаментом законодательства о градостроительной деятельности при подготовке градостроительных планов земельных участков на территории города Красноярска в 2015 году.
В ходе указанной проверки установлено и отражено в акте от 27.11.2015, что на чертежах градостроительных планов земельных участков в„– RU 24308000-13180, в„– RU 24308000-13668, в„– RU 24308000-13730, в„– RU 24308000-13869, в„– RU 24308000-14030 нанесены красные линии в отсутствие утвержденного проекта планировки и (или) проекта межевания территории.
Департаменту выдано предписание от 08.12.2015 в„– 1063 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, согласно которому предписано привести в соответствие с требованиями действующего законодательства градостроительные планы земельных участков в„– RU 24308000-13180, RU 24308000-13668, RU 24308000-13730, RU 24308000-13869, RU 24308000-14030 в части исключения из чертежей градостроительных планов красных линий.
Полагая, что указанным предписанием нарушаются его права и законные интересы, Департамент оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание адресовано ненадлежащему лицу, и как следствие, является незаконным.
Третий арбитражный апелляционный суд признал ошибочными выводы арбитражного суда относительно невозможности исполнения Департаментом выданного предписания, поскольку указанные в предписании действия соответствуют порядку и условиям оказания муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка. На основании чего отменил решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из положений статьи 45 Градостроительного кодекса следует, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в том числе уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с правилами настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что оспариваемым предписанием на Департамент возложены обязанности подготовить градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100480:114, 24:50:0700419:627, 24:50:0600198:386, 24:50:0100018:2001, 24:50:0100007:125 без нанесения на чертежи градостроительных планов земельных участков красных линий; подготовить и согласовать проект распорядительного акта администрации г. Красноярска об утверждении градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100480:114, 24:50:0700419:627, 24:50:0600198:386, 24:50:0100018:2001, 24:50:0100007:125.
Руководствуясь положениями статей 44, 45 Градостроительного кодекса, статей 26, 59 Устава города Красноярска, пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 3.11, 5.1 Положения о Департаменте (утв. распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 в„– 114-р), пунктами 26, 27 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (утв. распоряжением администрации города Красноярска от 22.12.2011 в„– 1542-ж), пунктами 3.1.1, 3.1.2 Инструкции по делопроизводству в администрации города Красноярска (утв. распоряжением администрации города Красноярска от 07.05.2014 в„– 150-р), пунктом 1.5 приложения в„– 22 к распоряжению администрации города Красноярска от 22.12.2006 в„– 270-р), суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод Департамента об отсутствии у него полномочий по самостоятельному инициированию процедуры подготовки и утверждения градостроительных планов земельных участков.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции о законности предписания административного органа, а равно выводы суда первой инстанции о незаконности указанного ненормативного правового акта преждевременными, судебные акты по данному делу - подлежащими отмене на основании следующего.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3).
Красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, отображаются на чертежах межевания территории, включаемых в проект межевания территории (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3).
Форма градостроительного плана земельного участка в соответствии с частью 5 статьи 44 Градостроительного кодекса утверждена приказом Минрегиона России от 10.05.2011 в„– 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" (далее - Приказ в„– 207).
Несмотря на указание в акте проверки от 27.11.2015, что Департаментом при подготовке градостроительных планов земельных участков допущены нарушения требований статей 42, 43, 44, 46 Градостроительного кодекса, суды в нарушение части 3 статьи 9, частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установили все значимые для данного дела обстоятельства, вследствие чего не установили наличие или отсутствие утвержденного проекта планировки и (или) проекта межевания территории, а также не дали правовую оценку соответствия подготовленных Департаментом градостроительных планов земельных участков требованиям Приказа в„– 207.
Между тем установление данных фактических обстоятельств необходимо для постановки выводов о нарушении Департаментом требований градостроительного законодательства и, как следствие, о законности оспариваемого предписания.
Поскольку указанные обстоятельства судами не установлены, суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет возможности принять новый судебный акт, вследствие чего судебные акты по делу в„– А33-1064/2016 подлежат отмене на основании частей 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 марта 2016 года по делу в„– А33-1064/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2016 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------