Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.10.2016 N Ф02-5535/2016 по делу N А78-16863/2015
Требование: О признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии, обязании заключить договоры о предоставлении грантов в форме субсидий начинающему субъекту малого предпринимательства.
Обстоятельства: Конкурсной комиссией отменено решение о предоставлении обществам грантов в форме субсидий, денежные средства перераспределены между победителями конкурсного отбора, которым не предоставлена поддержка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общества приняли обязательства, позволившие им победить в конкурсном отборе, однако от реализации взятых на себя обязательств отказались, в связи с чем комиссия правомерно аннулировала результаты конкурса в отношении обществ и отказала им в предоставлении субсидий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Забайкальского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. по делу в„– А78-16863/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района", общества с ограниченной ответственностью "Производство сувениров" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2016 года по делу в„– А78-16863/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Перевалова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района" (Забайкальский края, Читинский район, с. Беклемишево, ИНН: 7524187084, ОГРН: 1157536005043, далее - ООО "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района", ООО "УПЦАР ЧР") и общество с ограниченной ответственностью "Производство сувениров" (Забайкальский края, Читинский район, с. Карповка, ИНН: 7524187013, ОГРН: 1157536004966, далее - ООО "Производство сувениров") обратились в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Министерству экономического развития Забайкальского края (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии Министерства по предоставлению из бюджета Забайкальского края субсидий и грантов в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие", отраженного в протоколе заседания комиссии в„– 40 от 02.12.2015, об обязании заключить с заявителями договоры о предоставлении грантов в форме субсидий начинающему субъекту малого предпринимательства.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Игумнова Виктория Александровна, Жамбалов Иван Васильевич, Матвеев Андрей Эдуардович, Жамсаранова Туяна Жамьяновна, Кобылкина Татьяна Григорьевна, Кузовкин Алексей Андреевич, Балыкова Анастасия Игоревна, Теплая Екатерина Сергеевна, Аюшиева Арюна Аюровна, Былкова Елена Юрьевна, Золотухина Евгения Васильевна, Остапчук Петр Викторович, Болдырева Мария Алексеевна; глава КФХ Митупова Ирина Баторовна, общество с ограниченной ответственностью "Арт Фэмили", глава КФХ Капустина Наталья Степановна, глава КФХ Балбыров Даши-Цырен Цыренович.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2016 года решение суда от 21 марта 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района" и ООО "Производство сувениров" ставят вопрос о проверке законности судебных актов по мотивам неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; просят судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, постановлением Правительства Забайкальского края в„– 220 от 23.04.2014 утверждена Государственная программа Забайкальского края "Экономическое развитие" в целях увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличения количества вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства.
Приказом Министерства в„– 71-од от 30.06.2015 в„– 71-од утвержден Порядок конкурсного отбора для предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" (далее - Порядок конкурсного отбора), согласно которому организатором конкурсного отбора является Министерство.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на конкурсный отбор в„– 7 от 28.08.2015 конкурсная комиссия решила распределить победителей конкурсного отбора по группам видов предпринимательской деятельности (приложение в„– 1); оценить и предоставить гранты в форме субсидий 46 заявкам на общую сумму 22 500 000 рублей (приложение в„– 2); рекомендовать Министерству заключить с победителями конкурсного отбора договоры о предоставлении субсидий.
Победителями конкурсного отбора стали, в том числе ООО "УПЦАР ЧР" и ООО "Производство сувениров" (приложение в„– 1 к протоколу в„– 7 от 28.08.2015).
27.11.2015 ООО "УПЦАР ЧР" и ООО "Производство сувениров" получили от Министерства подготовленные проекты договоров, на которые обществами были направлены в Министерство протоколы разногласий по пунктам 3.8, 3.10, 3.11, абзацу 5 пункта 4.1 договоров.
02.12.2015 конкурсная комиссия Министерства решением в„– 40 отменила решение о предоставлении грантов в форме субсидий от 28.08.2015, в том числе в отношении ООО "УПЦАР ЧР" и ООО "Производство сувениров", денежные средства перераспределены между победителями конкурсного отбора, которым не была предоставлена поддержка.
ООО "УПЦАР ЧР" и ООО "Производство сувениров", полагая, что их права как победителей конкурсного отбора были нарушены решением Министерства в„– 40 от 01.12.2015, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая обществам в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что получатели грантов предоставили Министерству сведения и приняли обязательства, позволившие им победить в конкурсном отборе, однако от реализации взятых на себя обязательств отказались; в связи с этим конкурсная комиссия правомерно аннулировала результаты конкурса в отношении заявителей по делу и отказала в предоставлении субсидий.
Названные выводы судов основаны на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Исходя из заявлений, предоставленных на конкурсный отбор обществами, они набрали максимальное количество баллов (28), придерживаясь критериев отбора (количество рабочих мест - 4, адрес - с. Беклемишево и с. Карповка).
Однако, как установили суды, в протоколах разногласий были предложены иные существенные условия.
Пункт 3.8 проекта договора, который устанавливал "Обеспечить реализацию проекта в течение 3 (трех) лет с даты получения гранта в с. Беклемишево Читинского района (место ведения бизнеса предусмотрено бизнес-планом проекта)", ("Обеспечить реализацию проекта в течение 3 (трех) лет с даты получения гранта в с. Карповка Читинского района (место ведения бизнеса предусмотрено бизнес-планом проекта)" изложен в следующей редакции "Обеспечить реализацию проекта в течение 3 (трех) лет с даты получения гранта в Читинском районе Забайкальского края (место ведения бизнеса предусмотрено бизнес-планом проекта)".
Пункт 3.10. проекта договора, который устанавливал "Создать не менее 4 рабочих мест в период с даты получения гранта по 31.12.2016 (количество предусмотрено бизнес-планом проекта) и обеспечить их сохранение и занятость в течение трех лет с даты получения гранта" предложено изложить в следующей редакции "Обеспечить количество созданных рабочих мест не менее 4 (количество предусмотрено бизнес-планом проекта)".
Пункт 3.11 проекта договора, который устанавливал "Обеспечить в период с даты получения гранта по 31.12.2016 года средний уровень заработной платы работников в размере не менее 11 081 (Одиннадцать тысяч восемьдесят один) рублей 63 копейки (сумма предусмотрена бизнес-планом проекта), но не менее величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного Правительством Забайкальского края", предложено изложить в следующей редакции "Обеспечить средний уровень заработной платы работников в размере не менее 11 310 (Одиннадцать тысяч триста десять) рублей 00 копеек (сумма предусмотрена бизнес-планом проекта), но не менее величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного Правительством Забайкальского края".
В связи с изложенным суды правомерно признали, что требование обществ об изменении указанных выше условий договоров фактически направлено на заключение его на иных условиях, чем это было заявлено на конкурсном отборе победителей; требования обществ изменяют существенные условия договоров, заключаемых по результатам конкурсного отбора, что не допускается действующим законодательством.
Согласно пункту 1.8 Порядка конкурсного отбора победителям конкурсного отбора предоставляются гранты при условии, если они принимают на себя следующие обязательства по реализации бизнес-проектов: использование гранта в полном объеме по целевому назначению в течение года с даты оказания поддержки; обеспечение реализации бизнес-проекта в течение 3 лет с даты оказания поддержки; осуществление деятельности и регистрация в налоговых органах на территории Забайкальского края в течение 3 лет с даты оказания поддержки; обеспечение заработной платы в среднем на одного работника в размере, указанном в графе "Планируемые показатели в результате получения государственной поддержки по состоянию на 01.01.2017" в информации об основных показателях бизнес-проекта заявления субъекта малого предпринимательства на участие в конкурсном отборе по форме, установленной настоящим Порядком (приложение в„– 2); обеспечение количества созданных рабочих мест без учета индивидуального предпринимателя не менее количества, указанного в графе "Планируемые показатели в результате получения государственной поддержки по состоянию на 01.01.2017" в информации об основных показателях бизнес-проекта заявления субъекта малого предпринимательства на участие в конкурсном отборе по форме, установленной настоящим Порядком (приложение в„– 2); представление отчетности в сроки, установленные договором о предоставлении гранта.
В случае невыполнения победителем конкурсного отбора обязательств, предусмотренных пунктом 1.8 настоящего Порядка, сумма гранта возвращается в бюджет Забайкальского края в полном объеме (п. 1.9 Порядка).
Неисполнение (невозможность исполнения) победителем конкурсного отбора обязательств, предусмотренных п. 1.8 настоящего Порядка, допускается в случае возникновения чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) либо иных подтвержденных победителем конкурсного отбора причинам, которые победитель конкурсного отбора не мог преодолеть после их возникновения (п. 1.10 Порядка).
Признание характера причин неисполнения (невозможности исполнения) обязательств победителем конкурсного отбора чрезвычайным, непредотвратимым и уважительным осуществляется конкурсной комиссией (п. 1.13 Порядка).
В течение 5 рабочих дней с даты поступления организатору конкурсного отбора заявления победителя конкурсного отбора о неисполнении (невозможности исполнения) обязательства конкурсная комиссия рассматривает указанное заявление, а также приложенные к нему документы и материалы и заочно принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении данного вопроса (п. 1.14 Порядка).
Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами конкурсной комиссии в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения (п. 1.15 Порядка).
Организатор конкурсного отбора в течение 3 рабочих дней уведомляет победителя конкурсного отбора о результатах рассмотрения заявления (п. 1.16 Порядка).
Как установили суды, конкурсная комиссия, рассмотрев заявления (протоколы разногласий) обществ, приняла решение об отказе в их удовлетворении, поскольку предложения обществ изменяют существенные условия договора, заключенного на торгах. В этой связи у Министерства не было законных оснований заключать с обществами договоры о предоставлении грантов в форме субсидии и принятое комиссией решение, отраженное в протоколе в„– 40 от 02.2015 об отмене результатов торгов от 28.08.2015, не нарушает прав заявителей.
Заявители кассационной жалобы ссылаются на то, что они не оспаривали обязанность исполнять принятые на себя обязательства, желали и желают заключить с Министерством договор на условиях конкурсной документации; указывают на то, что представление протоколов разногласий было направлено на приведение условий договора в соответствие с законодательством и конкурсной документацией.
Названные доводы заявителей кассационной жалобы не основаны на материалах дела; общества предложили изменить существенные условия договора, в связи с согласием на которые они и были признаны победителями. При таких условиях права обществ решением об отмене предоставления грантов в форме субсидий не нарушены, поскольку в связи с предложением иных условий в протоколах разногласий общества перестали соответствовать требованиям Порядка конкурсного отбора.
Доводы заявителей кассационной жалобы со ссылкой на статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что Министерство не отклонило протоколы разногласий, и обязано было заключить договоры, проверены и признаны необоснованными.
Из Порядка конкурсного отбора не следует обязанность Министерства заключить договор на предоставление субсидий из бюджета Забайкальского края на условиях победителей конкурса, не принявших на себя обязательства по реализации бизнес-проектов на стадии заключения соответствующих договоров. Субсидии распределены иным победителям конкурсного отбора.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2016 года по делу в„– А78-16863/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------