Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф02-5377/2016 по делу N А19-13572/2015
Требование: О взыскании долга по соглашению на возмещение расходов на перевозку льготных пассажиров.
Обстоятельства: В спорный период обществом были оказаны транспортные услуги по единым социальным проездным билетам. Ответчик от возмещения расходов отказался, полагая, что они заявлены в двойном размере на каждого льготника.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку за спорный период истцом оказаны транспортные услуги по единым социальным проездным билетам, расчет суммы расходов произведен истцом верно, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу в„– А19-13572/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Агафоновой Н.Д. (доверенность от 15.06.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2016 года по делу в„– А19-13572/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ибрагимова С.Ю., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "БАС Сервис" (ОГРН 1133850003759, ИНН 3814997125, далее - общество, ООО "БАС Сервис") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство) о взыскании 1 663 759 рублей 32 копейки долга по соглашению в„– 53-57-134/15-11 от 30.01.2015 по возмещению расходов на перевозку льготных пассажиров в мае, июне 2015 года.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Иркутской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между обществом и Министерством соцразвития заключено соглашение в„– 53-57-134/15-11 от 30.01.2015, по условиям которого ответчик обязался в 2015 году предоставить истцу (перевозчик) субсидии из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан. Маршруты, по которым осуществляется перевозка пассажиров, сторонами согласованы и включают как внутригородское, так и пригородное сообщение.
В спорный период обществом были оказаны транспортные услуги по единым социальным проездным билетам (перевозка льготных пассажиров) на территории города Зимы и Зиминского района, расходы на которые подлежат возмещению в сумме 1 663 759 рублей 32 копейки.
Минсоцразвития от возмещения данных расходов отказалось, полагая, что они заявлены в двойном размере на каждого льготника - на внутригородскую и на междугороднюю перевозку. Размер расходов не подтвержден.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 в„– 521-пп утверждено Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - Положение).
Названное Положение определяет порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме приобретения единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения универсальной электронной карты, дающих право на проезд на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси), а также порядок и условия предоставления бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Положения уполномоченным органом по предоставлению бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - уполномоченный орган), действующее, в том числе через свои территориальные подразделения (управления) (далее - территориальное управление уполномоченного органа).
В соответствии с пунктом 3 Положения для реализации права на проезд транспортом общего пользования городского сообщения (кроме такси) и (или) автомобильным транспортом пригородного сообщения (кроме такси) гражданами приобретается единый социальный проездной билет либо электронное транспортное приложение универсальной электронной карты (далее - электронное транспортное приложение).
Право на предоставление бюджетных ассигнований согласно пункту 7 Положения имеют перевозчики - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси) обязанность перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, а также при соблюдении условий, предусмотренных подпунктами 1 - 9 пункта 7 Положения.
Субсидии из областного бюджета предоставляются перевозчику в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства на цели, установленные Положением (пункт 1.3 соглашения).
Пунктом 1.4 соглашения предусмотрено, что расчет затрат перевозчика по единым социальным проездным билетам определяется как разница между объемом транспортных услуг, предоставленных гражданам и стоимостью единого социального проездного билета с учетом количества реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов. Объем транспортных услуг, предоставленных гражданам по единым социальным проездным билетам, определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку и (или) тарифов пассажирокилометр, среднего расстояния перевозки, а также количества поездок в расчете 30 поездок на общественном транспорте в городском сообщении и 20 поездок на автомобильном транспорте пригородного сообщения в месяц.
Постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования (далее - администрация) от 09.02.2009 в„– 62 с 12.02.2009 на территории Зиминского района для категорий граждан имеющих право на меры социальной поддержки, в соответствии с федеральным и областным законодательством, введен единый социальный проездной билет, дающий право на проезд в автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения предельная стоимость которого составляет 150 рублей в месяц.
Постановлением администрации от 20.01.2010 в„– 27 установлено, что стоимость единого социального билета не должна превышать 150 рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судами, за спорный период истцом оказаны транспортные услуги по единым социальным проездным билетам (перевозка льготных пассажиров) на территории города Зимы и Зиминского района.
Согласно представленному расчету размера возмещения расходов за май 2015 года по счетам-фактурам в„– 62 от 27.05.2015, в„– 63 от 27.05.2015, в„– 64 от 25.05.2015 составляет 835 230 рублей 84 копейки, за июнь 2015 года по счетам-фактурам в„– 67 от 24.06.2015, в„– 68 от 24.06.2015, в„– 69 от 24.06.2015 составляет 828 528 рублей 48 копеек.
Согласно расчетам за май, июнь 2015 года истцу подлежат возмещению расходы в сумме 1 663 759 рублей 32 копейки.
В подтверждение расходов истец представил расчеты размера суммы расходов и акты выполненных работ.
Расчет суммы расходов перевозчика, подлежащих возмещению, произведен в соответствии с нормами Положения и условиями Соглашения в„– 53-57-134/15-11. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО "БАС Сервис".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судом первой инстанции судебного акта, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2016 года по делу в„– А19-13572/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СОНИН

Судьи
В.Д.ЗАГВОЗДИН
Л.М.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------