Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 N Ф02-5525/2016 по делу N А69-4183/2015
Требование: О признании недействительным представления надзорного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено, что учреждение допустило нарушения бюджетного законодательства РФ, выразившиеся в направлении и расходовании средств субсидии на цели и мероприятия, не соответствующие целям, определенным соглашением, невыполнении условий соглашения по обеспечению достижения значения показателя результативности предоставленной субсидии, в связи с чем вынесено оспариваемое представление.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку непринятие учреждением мер по подключению построенных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения нарушает права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Тыва



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2016 г. по делу в„– А69-4183/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Шелега Д.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Тыва (судья Чамзы-Ооржак А.Х., секретарь судебного заседания Монгуш А.Ш.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Тыва представителей:
государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ": Монгуш М.А. (и.о. директора, приказ от 29.08.2016 в„– 95), Хертек С.С. (доверенность от 02.11.2016);
Управления Федерального казначейства по Республике Тыва - Доржукай А.А. (доверенности от 20.10.2016 и от 04.05.2016);
прокурора Республики Тыва - Чадамба Д.О. (доверенность от 11.02.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 19 апреля 2016 года по делу в„– А69-4183/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Павлов А.Г., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Белан Н.Н., Иванцова О.А.),

установил:

государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ" (ОГРН: 1111719001712; ИНН: 1701049944; г. Кызыл; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 в„– 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству; далее - Управление) о признании недействительным представления от 12.10.2015 в„– 112.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: агентства по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - агентство), государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Управление капитального строительства" (далее - ГБУ "УКС"), Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 19 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Обжалуя судебные акты по мотивам нарушения судами норм права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования, учреждение в кассационной жалобе ссылается на неправомерность выданного представления.
Прокурор и Управление представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании судом кассационной инстанции удовлетворено заявленное Управлением ходатайство о процессуальном правопреемстве, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва заменено на правопреемника - Управление Федерального казначейства по Республике Тыва.
Явившиеся в судебное заседание представители учреждения, Управления и прокурора подтвердили правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что Управлением проведена проверка правомерности использования средств субсидии из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений).
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 25.09.2015 в„– 16, что учреждение допустило нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в:
- направлении и расходовании средств субсидии на цели и мероприятия, не соответствующие целям, определенным пунктом 3.1.6 Соглашения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенного между Минфином России (главным распорядителем средств федерального бюджета) и Правительством Республики Тыва (получателем субсидии) от 30.07.2014 в„– 01-01-06/06-206 (далее - Соглашение в„– 01-01-06/06-206) и пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 в„– 1203 (далее - Правила в„– 1203).
- невыполнении условий Соглашения по обеспечению достижения значения показателя результативности предоставленной субсидии, что является нарушением статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 8 (1) Правил в„– 1203, пункта 3.1.6 Соглашения в„– 01-01-06/06-206.
Представлением от 12.10.2015 в„– 12-05-18/2276 учреждению предложено принять меры по устранению выявленных нарушений.
Не согласившись с вышеуказанным представлением, учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности выданного Управлением представления.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы арбитражных судов об отсутствии оснований для удовлетворения требования учреждения.
Согласно положениям статей 28 и 38 Бюджетного кодекса одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 34 Бюджетного кодекса установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в соответствии с пунктом 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 в„– 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 в„– 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений" между Минфином России и Правительством Республики Тыва заключено Соглашение в„– 01-01-06/06-206.
Согласно пункту 2 Правил в„– 1203 субсидии предоставляются в целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3.1.6 Соглашения в„– 01-01-06/06-206 предусмотрено, что Правительство Республики Тыва обязано обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления субсидии - численности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями 385 человек.
Руководствуясь вышеизложенными нормами, основываясь на содержании Соглашения в„– 01-01-06/06-206, Правил в„– 1203, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства (государственный контракт от 12.09.2014 в„– 64 на "Строительство жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Техническое задание на выполнение работ (приложение в„– 3 к контракту в„– 64 от 12.09.29014); акт проверки от 25.09.2015 в„– 16), суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности Управлением совершения учреждением вменяемых нарушений бюджетного законодательства.
Установив, что непринятие учреждением мер по подключению построенных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения не соответствуют целям, определенным пунктом 2 Правил в„– 1203, пунктом 3.1.6 Соглашения в„– 01-01-06/06-206, нарушают права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на своевременное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями с условиями, пригодными для проживания, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали законным представление от 12.10.2015 в„– 112.
Кроме того, суды правильно указали, что пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 в„– 42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
На основании вышеизложенного доводы кассационной жалобы учреждения об отсутствии в соответствующих актах требований о строительстве именно благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат отклонению, как не опровергающие мотивированные выводы судов и направленные на переоценку фактических обстоятельств и доказательств по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2016 года учреждению предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по делу в„– А69-4183/2015.
В соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по данной категории дел для юридических лиц при обращении в суд кассационной инстанции составляет 1 500 рублей.
В этой связи государственная пошлина в сумме 1 500 рублей на основании статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с учреждения в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 42, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Произвести замену Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на правопреемника - Управление Федерального казначейства по Республике Тыва.
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 19 апреля 2016 года по делу в„– А69-4183/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (ОГРН: 1111719001712; ИНН: 1701049944; г. Кызыл) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 500 (одной тысячи пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Республики Тыва выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Д.И.ШЕЛЕГ
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------