Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2016 N Ф02-7095/2015 по делу N А19-8536/2015
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: По итогам проверки уполномоченный орган выдал обществу предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе предписано предусмотреть доступ маломобильных групп населения и инвалидов в офисные помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку любое торговое, офисное помещение, в том числе интернет-магазин, обладает статусом социального объекта, доступ в который считается свободным, за исключением отдельных возрастных ограничений для посетителей, в зависимости от ассортимента товара.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А19-8536/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "БайкалСтройИнвест" - Волошиной О.Ю. (доверенность от 03.06.2015);
Службы государственного строительного надзора Иркутской области - Дзюбы Д.С. (доверенность от 18.03.2015);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "БайкалСтройИнвест" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года по делу в„– А19-8536/2015 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "БайкалСтройИнвест" (ОГРН: 1093850013465; ИНН: 3808208855; г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного строительного надзора Иркутской области (далее - Служба) о признании незаконным предписания от 20.05.2015 в„– 69/15.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2015 года требование общества удовлетворено в части признания недействительными пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 оспариваемого предписания. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2015 года отменено в части признания недействительным пункта 8 оспариваемого предписания. В указанной части в удовлетворении требования отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В качестве доводов кассационной жалобы общество ссылается на необязательность применения правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 в„– 605) (далее - СНиП 35-01-2001.); оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о законности требований пункта 8 предписания.
Служба представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемое постановление - без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 09 по 16 февраля 2016 года до 14 часов 15 минут, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва в судебном заседании принял участие представитель Службы.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что Службой проведена итоговая проверка соответствия выполненных обществом работ и применяемых строительных материалов, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, градостроительного законодательства при строительстве многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой блок-секция в„– 3 расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район (далее - объект капитального строительства).
По итогам проверки Служба выдала обществу предписание от 20.05.2015 в„– 69/15 об устранении выявленных нарушений, в том числе, предусмотреть доступ маломобильных групп населения и инвалидов в офисные помещения, расположенные на отметке - 4, 500 блок-секции в„– 3 (пункт 8 предписания).
Общество оспорило предписание, в том числе пункт 8, в арбитражном суде.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая недействительным пункт 8 предписания, исходил из отсутствия в материалах дела сведений о предполагаемом использовании подвальных помещений инвалидами. Суд полагал, что положения Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) применению не подлежат, в связи с тем, что возведенный обществом объект капитального строительства не является объектом социальной инфраструктуры, так как проектом назначение помещений на отметке - 4. 500 определено как "интернет - магазин без доступа людей".
Четвертый арбитражный апелляционный суд признал данный вывод ошибочным, в связи с чем отменил решение суда в указанной части, отказав в удовлетворении требования общества.
Проверив законность обжалуемого постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о законности постановления суда апелляционной инстанции.
Статьей 15 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Правильно применяя положения указанных правовых норм, руководствуясь требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона о социальной защите инвалидов, Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Сводом Правил СНиП 35-01-2001, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что любое торговое, офисное помещение, в том числе интернет-магазин, обладает статусом социального объекта, доступ в который считается свободным, за исключением отдельных возрастных ограничений для посетителей, в зависимости от ассортимента товара.
Доводы кассационной жалобы общества данный вывод не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных норм права.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что предусмотренная "кнопка вызова персонала" может быть признана приспособлением для перемещения инвалидов. В силу приведенных норм общество обязано предусмотреть доступ маломобильных групп населения и инвалидов в офисные помещения, расположенные на отметке - 4, 500 блок-секции в„– 3.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года по делу в„– А19-8536/2015 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------