Типы документов



"Аналитическая справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства об энергоснабжении, оказании коммунальных услуг и управлении многоквартирными домами"
Суд первой инстанции



Утверждена Постановлением
Президиума Арбитражного суда
Восточно-Сибирского округа
от 25.02.2016 в„– 1

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБОБЩЕНИЯ
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИИ,
ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И УПРАВЛЕНИИ
МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Используемые в тексте сокращения:
КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации;
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации;
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Сокращения наименований нормативно-правовых актов:
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации;
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
Закон в„– 214-ФЗ - Федеральный закон от 30.12.2004 в„– 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
Правила в„– 306 - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306;
Правила в„– 307 - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 307;
Правила в„– 354 - Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354;
Правила в„– 491 - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491.
Основные положения в„– 442 - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442.

Раздел 1. Статистические сведения
о количестве рассмотренных Арбитражным судом
Восточно-Сибирского округа дел по спорам, связанным
с применением законодательства об энергоснабжении

В период с 2012 по 2014 годы коллегией по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений, согласно данным статистической отчетности рассмотрено 831 дело по спорам, возникшим из договора энергоснабжения. В первом полугодии 2015 года судом округа рассмотрено 148 дел указанной категории, что на 26% больше, чем в первом полугодии 2014 года.
Динамика количества рассмотренных судом округа дел по спорам, возникшим из договора энергоснабжения, представлена в следующих диаграммах:

Рисунок не приводится

Согласно статистическим данным АИС "Судопроизводство" за период с 1 января 2015 года по 24 ноября 2015 года судом округа рассмотрено 277 споров, связанных с применением законодательства об энергоснабжении (6,6% от общего количества рассмотренных судом округа дел).
Судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены по 20 делам (сведения за I полугодие 2015 года), что составляет 13,5% от общего количества рассмотренных дел данной категории. В то же время, процентный показатель количества отмен судебных актов по всем категориям споров - 11,9%.
Приведенные сведения позволяют говорить о высокой степени актуальности указанной категории споров.

Раздел 2. Практика рассмотрения споров, связанных
с применением законодательства об энергоснабжении, оказании
коммунальных услуг и управлении многоквартирными домами

1. В каких случаях собственники жилых и нежилых помещений являются обязанными лицами перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленного коммунального ресурса в многоквартирный жилой дом?
Такие отношения между собственниками и ресурсоснабжающей организацией возможны только при выборе непосредственного способа управления (пункт 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Из содержания части 8 статьи 155, частей 2.1 и 9.1 статьи 161, пунктов 1 и 3 части 8 статьи 161.1, части 10 статьи 162, статьи 164 ЖК РФ следует, что при непосредственном управлении многоквартирным домом правоотношения по поставке и оплате коммунальных услуг складываются между ресурсоснабжающими организациями и жильцами (собственниками помещений) как потребителями коммунальных услуг, которые оплачивают потребленные коммунальные ресурсы в объеме, поставленном на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом каждый собственник помещения в многоквартирном доме является стороной договора с ресурсоснабжающей организацией.

2. С какого момента участник долевого строительства - публично-правовое образование в лице уполномоченного им органа обязан оплачивать коммунальные услуги и нести расходы по содержанию общего имущества помещений, переданных от застройщика?
В силу статьи 210 ГК РФ, пункта 1 статьи 39, статей 153 и 158 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение, а также лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
При этом согласно части 1 статьи 12 Закона в„– 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии со статьей 8 названного Закона передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту. Передача объекта долевого строительства осуществляется после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Следовательно, передача построенного объекта по акту приема-передачи является моментом возникновения у участника долевого строительства права владения и пользования вновь созданным объектом.
Поскольку участник долевого строительства (инвестор) фактически владеет и пользуется построенным (созданным) объектом недвижимости с момента подписания передаточного акта (то есть фактически осуществляет отдельные правомочия собственника, указанные в статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации), с этого момента у него как у законного владельца наряду с правом пользования помещением в многоквартирном доме возникает обязанность по оплате расходов, связанных с его содержанием и содержанием общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, для возникновения обязанности по несению расходов на содержание жилых помещений во вновь построенном жилом доме правовое значение имеет не регистрация права собственности (иного вещного права) и не заселение квартир, а фактическая передача жилых помещений публично-правовому образованию в лице уполномоченного им органа.
Таким образом, публично-правовое образование как участник долевого строительства признается обязанным лицом по оплате расходов на содержание жилых помещений и на оплату потребленных коммунальных услуг с момента передачи ему квартир.

3. Кто является обязанным лицом по оплате поставленного в многоквартирные дома коммунального ресурса при наличии двух способов управления домами (например, в части функций по содержанию общего имущества домов управление осуществляет избранная управляющая компания, а в части функций по поставке в жилые и нежилые помещения домов коммунальных ресурсов - непосредственное управление)?
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным жилым домом возможно только одной управляющей организацией.
Исходя из содержания пункта 2 статьи 161 и пункта 2 статьи 162 ЖК РФ, принимая во внимание, что для управления жилым фондом выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, собственники жилого фонда обязаны передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по подаче потребителям любого коммунального ресурса (пункт 3 Правил в„– 307, пункт 2 Правил в„– 354).
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, статьей 171 этого Кодекса.
Из содержания части 7.1 указанной статьи следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право (а не обязанность) внесения платы за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
При указанных обстоятельствах именно управляющая организация является абонентом отпущенного в жилые дома ресурса и должна предоставлять жителям многоквартирного жилого дома весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать для многоквартирного жилого дома ресурс. Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управления, не оказывая коммунальную услугу по снабжению ресурсом (энергией, водой, газом).
Статус управляющей организации (при избранном способе управления - управляющей компанией) и исполнителя коммунальных услуг неразрывен.
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилой дом коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
По смыслу параграфа 6 главы 30 ГК РФ исполнитель коммунальных услуг выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации.
Поэтому в случае выбора в качестве способа управления многоквартирным жилым домом управление управляющей организацией, последняя является обязанным лицом перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего поставленного ресурса в жилые и нежилые помещения многоквартирного дома. Осуществление собственниками помещений платежей непосредственно ресурсоснабжающей организации не является основанием для утраты управляющей компанией статуса абонента.

4. Подлежит ли взысканию с собственников помещений в пользу управляющей компании плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с 26.12.2012 по 01.01.2015?
Федеральным законом от 25.12.2012 в„– 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменен порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, обособленных от платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех (в настоящее время - восьми) календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Часть 3 статьи 166 ЖК РФ допускает принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В этом случае часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ. При этом участие управляющей организации в формировании фонда капитального ремонта законом не предусмотрено.
Также в силу частей 2, 5 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме не ограничены в праве принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе, определив источники его финансирования. Однако в этом случае соблюдение требований статьи 170 ЖК РФ об определении способа формирования фонда капитального ремонта не исключается и управляющая организация правом на получение денежных средств не наделяется.
Согласно положениям статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Действующее жилищное законодательство не содержит положений, возлагающих на управляющую организацию обязанность по перечислению на счет регионального оператора или на специальный счет денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта (в случае поступления таковых). ЖК РФ не содержит также положений, допускающих сохранение ранее существовавшего порядка внесения платы за капитальный ремонт до принятия органами власти решений, необходимых для реализации введенного порядка организации капитального ремонта.
Из вышеизложенного следует, что с 26 декабря 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах утратили обязанность по внесению управляющей организации платы за капитальный ремонт.
Таким образом, управляющие компании не вправе требовать с собственников помещений возмещение расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома за период с 26.12.2012 по 01.01.2015.

5. Могут ли обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру (радиаторы отопления), входить состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме?
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, пункту 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункту "д" пункта 2 Правил в„– 491 в состав общего имущества входит механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил в„– 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков ответвлений из стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы отопления), которые обслуживают более одного жилого или нежилого помещения (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.), то есть те, которые предназначены для функционирования системы отопления в целом и являются ее неотъемлемым элементом, без которого данная система не может функционировать. Данный вывод согласуется с позицией ВС РФ, изложенной в Решении от 22.09.2009 в„– ГКПИ09-725.
Таким образом, обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир и обслуживающие только соответствующую квартиру, в которой расположены, в состав общего имущества многоквартирного дома входить не могут.

6. Подлежит ли взысканию плата за отопление при отсутствии в нежилом помещении (в том числе, подвалы, чердаки) теплопотребляющих установок: регистров, батарей, радиаторов?
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно пункту 1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 в„– ВК-4936 (действовали с 26.10.1995 по 24.01.2015), потребитель тепловой энергии - это юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации. Система теплоснабжения - это совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления. Система теплопотребления - это комплекс теплопотребляющих установок с соединительными трубопроводами и тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается комплекс устройств, использующих теплоту для отопления и горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха и тепловых нужд, а под тепловой сетью - совокупность трубопроводов и устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии.
Как правило, нахождение транзитного трубопровода в жилом доме является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и при наличии их соответствующей изоляции не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам.
Так, если на чердаках и в подвалах для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) изолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети, то их площади должны учитываться при определении общей площади помещений, на которые начисляются нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (Правила в„– 306).
В случае прохождения через нежилое помещение в многоквартирном доме трубопровода системы отопления или тепловой сети в целях установления факта потребления собственником такого помещения тепловой энергии на отопление и, соответственно, обязанности по ее оплате следует принимать во внимание следующее.
При отсутствии в помещении приборов, запитанных от системы отопления жилого дома, оснований для удовлетворения исков ресурсоснабжающих компаний (управляющих организаций и т.п.) о взыскании тепловой энергии не имеется.

7. Подлежат ли возмещению ресурсоснабжающей организации потери энергии, возникшие в сетях за пределами границы внешней стены многоквартирного дома? Возможно ли определение количества энергии на основании показаний прибора учета, установленного в трансформаторной подстанции сетевой организации?
В соответствии с пунктом 13 Правил в„– 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Объем потребляемых коммунальных услуг (холодной и горячей воды, газа, электрической энергии) определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нормы ЖК РФ, положения Правил в„– 307 и Правил в„– 354 не предусматривают при определении количества энергии, подлежащей оплате гражданами, проживающими в многоквартирном доме, возможности оплаты потерь, возникающих от точки присоединения дома либо внешней границы стены дома до границы балансовой принадлежности.
Возложение на потребителей энергии обязанности по оплате потерь в не принадлежащих им сетях влечет дополнительное бремя по оплате энергии, которую они не получают (решение ВАС РФ от 28.10.2013 в„– ВАС-10864/13).
Таким образом, потери энергии, возникшие в сетях за пределами внутридомовых инженерных систем за границами внешней стены многоквартирного дома, не подлежат оплате потребителями.

8. Подлежат ли приостановлению дела о взыскании задолженности по оплате электрической энергии в случае оспаривания тарифа, примененного при расчете взыскиваемой задолженности (судебный акт об оспаривании тарифа не принят и (или) не вступил в законную силу)?
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела.
Поскольку тариф подлежит применению до признания его судом недействующим, оснований для приостановления производства по делам о взыскании задолженности по оплате электрической энергии не имеется.


------------------------------------------------------------------