Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.03.2016 N Ф02-7385/2015 по делу N А78-4884/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа исполнительной власти, выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности, об обязании принять решение о безвозмездной передаче земельного участка.
Обстоятельства: Орган исполнительной власти не принял решения по неоднократным обращениям органа местного самоуправления о передаче земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие исключительно муниципальному образованию, не представлено доказательств необходимости использования участка в интересах органа исполнительной власти, срок обращения в суд органом местного самоуправления не пропущен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Забайкальского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2016 г. по делу в„– А78-4884/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Горкина Д.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Шумаковой Л.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Забайкальского края представителя Министерства обороны Российской Федерации Кмитовой И.Г. (доверенность от 21.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июля 2015 года по делу в„– А78-4884/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Бочкарникова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),

установил:

Администрация муниципального района "Приаргунский район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны, Министерство), выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального района "Приаргунский район" и обязании Министерства обороны Российской Федерации принять решение о безвозмездной передаче земельного участка общей площадью 10091 кв. м, с кадастровым номером 75:17:180207:25, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для производственных целей, местоположение земельного участка: Забайкальский край, Приаргунский район, пгт. Приаргунск, ул. Индустриальная, 6, из федеральной собственности в собственность муниципального района "Приаргунский район".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" (далее - ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений"), Территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае, Департамент имущественных отношений Минобороны России (далее - департамент), Муниципальное предприятие "Аргунь" муниципального района "Приаргунский район" Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального района "Приаргунский район", незаконным.
Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации совершить действия и принять решение, предусмотренные Федеральным законом от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 423-ФЗ), о безвозмездной передаче земельного участка общей площадью 10091 кв. м, с кадастровым номером 75:17:180207:25, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для производственных целей, местоположение земельного участка: Забайкальский край, Приаргунский район, пгт. Приаргунск, ул. Индустриальная, 6, из федеральной собственности в собственность муниципального района "Приаргунский район".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2015 года решение суда от 27 июля 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней Министерство обороны ставит вопрос о проверке законности судебных актов по мотивам несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права; считает, что бездействие со стороны Министерства отсутствует; полагает, что судами не рассматривался вопрос о том, отпала ли необходимость в использовании спорного земельного участка; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу администрация считает ее доводы необоснованными; указывает на то, что Министерство в установленный срок не приняло решение о передаче земельного участка в муниципальную собственность, однако в настоящее время приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.10.2015 в„– 1009 такое решение принято.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 26.01.2016 представитель Министерства обороны поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 января 2016 года рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 25 февраля 2016 года.
В судебном заседании 25.02.2016 представитель Министерства обороны указала на необоснованность судебных актов, просит их отменить.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, администрация муниципального образования 11.03.2015 направила в уполномоченный орган Министерства обороны письмо за в„– 433, которым просила передать безвозмездно в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 75:17:180207:25, поскольку все объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке, принадлежат муниципальному образованию и переданы ему на основании решения суда и Федерального закона в„– 423-ФЗ.
В ответ на указанное письмо ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" письмом в„– 141/5/2-7647 от 20.05.2015 уведомило администрацию о том, что в департамент направлено письмо с приложением проекта приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации о передаче земельного участка в собственность муниципального района "Приаргунский район".
Аналогичные обращения администрация направляла в уполномоченный орган 28.04.2010, 28.11.2012, 31.03.2014 (т. 1, л.д. 52-57) и получила ответ от 19.11.2012 (т. 1, л.д. 58) из которого следует, что приказ Министра обороны Российской Федерации о передаче данного имущества не поступал.
Суды, установив, что уполномоченный орган в установленные сроки на неоднократные обращения администрации не принял соответствующего решения, правомерно пришли к выводу о том, что администрацией не пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По последнему заявлению от 11.03.2015 (т. 2, л.д. 11) и до принятия судом первой инстанции оспариваемого решения Министерством обороны соответствующего решения принято не было; факт получения такого обращения подтверждается ответом от 20.05.2015.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей в муниципальную собственность военного недвижимого имущества, регламентируются Федеральным законом в„– 423-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона в„– 423-ФЗ безвозмездной передаче подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона в„– 423-ФЗ в случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) либо глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 настоящей статьи органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Суды признали, что со стороны Министерства обороны имело место незаконное бездействие, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона в„– 423-ФЗ в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суды не устанавливали такое необходимое для разрешения настоящего спора обстоятельство как отсутствие необходимости в указанном земельном участке у Министерства обороны.
Данный довод не основан на обстоятельствах дела, установленных судами. Так, суды указали, что на земельном участке с кадастровым номером 75:17:180207:25 расположены объекты недвижимости, принадлежащие исключительно муниципальному образованию; объектов Министерства обороны на нем нет; в деле отсутствуют доказательства необходимости данного земельного участка для использования в интересах Министерства обороны; Министерством не были указаны обстоятельства, свидетельствующие о необходимости этого земельного участка для обеспечения полномочий в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона в„– 423-ФЗ если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Другие доводы кассационной жалобы также не опровергают утверждения судов о том, что Министерство бездействовало в вопросе передачи земельного участка муниципальному образованию, и в частности, по последнему заявлению администрации от 11.03.2015 не принимало решения ни о передаче земельного участка, ни об отказе в такое передаче.
Суды двух инстанций пришли к верному выводу о том, что администрация не пропустила трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным упомянутого выше бездействия, в связи с чем возражения Министерства обороны в названной части также не могут быть учтены как направленные на переоценку выводов судов.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июля 2015 года по делу в„– А78-4884/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------