Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.04.2016 N Ф02-966/2016 по делу N А69-1520/2015
Требование: О признании недействительным представления органа по финансово-бюджетному надзору.
Обстоятельства: Уполномоченному органу выдано представление с указанием на выявленное нарушение при выполнении соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в соответствии с которым предложено рассмотреть информацию о выявленном нарушении, принять меры по установлению нарушений и устранению причин и условий их совершения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку невыполнение уполномоченным органом обязательства по финансированию расходных обязательств субъекта РФ является нарушением положений соглашения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Тыва



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. по делу в„– А69-1520/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Шелега Д.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 09 октября 2015 года по делу в„– А69-1520/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ханды А.М.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),

установил:

министерство финансов Республики Тыва (ОГРН 1037739085636, г. Кызыл, далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (г. Кызыл, далее - управление) о признании недействительным представления от 30.04.2015 в„– 35.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 09 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора, нарушением судами норм материального права и норм процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не было учтено, что оспариваемое представление вынесено ненадлежащему лицу, поскольку министерство не является стороной заключенного соглашения на софинансирование, в рамках которого должно осуществляться финансирование спорных расходных обязательств за счет средств бюджета Республики Тыва; заявка на финансирование министерством не принята по причине не предоставления необходимого пакета документов. Кроме того, заявитель указывает на то, что сокращение размера субсидии является действием регулирования бюджетного финансирования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтового отправления, информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, управлением в отношении министерства проведена выездная проверка на предмет использования в 2012 - 2014 годах субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственной программы "Доступная среда", в части проведения мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 в„– 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".
В ходе проведения проверки установлено, что между Министерством образования и науки России и правительством Республики Тыва в лице главы - председателя правительства Республики Тыва заключено Соглашение от 24.10.2014 в„– 07.665.24.0182 о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.3 Соглашения размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Тыва, составляет 13 022,9 тыс. рублей; объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на проведение мероприятий составляет 5 581,2 тыс. рублей.
Согласно закону Республики Тыва от 04.12.2013 в„– 2251 ВХ-1 "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" объем финансирования бюджетных средств на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусмотрен на общую сумму 18 448,9 тыс. рублей, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета в сумме 13 022,9 тыс. рублей и за счет средств софинансирования из бюджета Республики Тыва в сумме 5 426 тыс. рублей.
Правительством Республики Тыва принято постановление от 25.12.2013 в„– 758 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы". Главой VI Государственной программы Республики Тыва "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы" (далее - Программа) определен ответственный исполнитель Программы - министерство образования и науки Республики Тыва, который ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Тыва для финансирования мероприятий Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство образования и науки Российской Федерации, министерство финансов Республики Тыва.
Министерством образования и науки Республики Тыва в министерство финансов Республики Тыва 18.12.2014 и 24.12.2014 направлены заявки на финансирование средств федерального бюджета в размере 13 022,9 тыс. рублей, на финансирование расходных обязательств Республики Тыва в размере 5 426 тыс. рублей. Министерство в соответствии с расходным расписанием от 25.12.2014 в„– 4101-923 перечислило только субсидии из федерального бюджета в общей сумме 13 022,9 тыс. рублей.
Отсутствие в 2014 году финансирования на сумму средств, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по Соглашению в размере 5 581,2 тыс. рублей управлением расценено как нарушение бюджетного законодательства, что отражено в акте проверки от 18.03.2015 в„– 24.
Министерству 30.04.2015 выдано представление в„– 35 с указанием на выявленное нарушение при выполнении Соглашения, в соответствии которым последнему предложено рассмотреть информацию о выявленном нарушении и в течение 30 календарных дней принять меры по установлению выявленных нарушений и устранению причин и условий их совершения.
Полагая, что указанное представление противоречит требованиям законодательства и нарушает его права, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды не установили оснований для признания оспариваемого представления управления недействительным.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом положений статей 265, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 в„– 1092, Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 в„– 77, суды пришли к выводу, что оспариваемое представление выдано уполномоченным органом.
Судами установлено, что в рамках Соглашения правительство Республики Тыва обязалось обеспечить софинансирование расходных обязательств на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов за счет средств бюджета Республики Тыва в сумме 5 581,2 тыс. рублей.
Несмотря на наличие установленных бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации в соответствии с Соглашением, в 2014 году указанная сумма финансирования министерством образования и науки Республики Тыва не была получена.
Согласно пункту 2 статьи 154, абзацу 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации возлагается на соответствующий финансовый орган субъекта Российской Федерации и является его бюджетным полномочием.
Возложение исполнения оспариваемого представления на министерство финансов Республики Тыва обусловлено вышеуказанными нормами материального права, также статьями 6, пунктом 1 статьи 266.1, статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о министерстве финансов Республики Тыва, утвержденным постановлением правительства Республики Тыва от 20.02.2014 в„– 60.
Согласно приведенным нормам права министерство является органом, который осуществляет функции по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем исполнение условий Соглашения, которым было предусмотрено обязательство Республики Тыва на финансирование со стороны республики расходных обязательств субъекта Российской Федерации предполагало непосредственное участие министерства.
Наличие у министерства обязанности по исполнению бюджета Республики Тыва на основании поступающих заявок следует из согласованного в порядке статей 215, 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассового плана при исполнении бюджета Республики Тыва (утвержден приказом от 20.01.2014 в„– 32 о/д).
Таким образом, невыполнение со стороны Республики Тыва в лице министерства обязательства по финансированию расходных обязательств субъекта Российской Федерации составляет нарушение положений Соглашения, на что указано в оспариваемом предписании.
Доводы кассационной жалобы не исключают установленные судами обстоятельства ненадлежащего исполнения заявителем обязательств, возложенных на него бюджетным законодательством, условиями Соглашения.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Тыва от 09 октября 2015 года по делу в„– А69-1520/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2015 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от 09 октября 2015 года по делу в„– А69-1520/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА

Судьи
Д.И.ШЕЛЕГ
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------