Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.04.2016 N Ф02-1085/2016 по делу N А74-5957/2015
Требование: Об отмене решений уполномоченного органа, обязании внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
Обстоятельства: Оспариваемыми решениями ликвидатору общества отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ликвидационный баланс общества содержит недостоверные сведения, так как не отражает сведений о размере его кредиторской задолженности перед бюджетом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. по делу в„– А74-5957/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Шелега Д.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа помощником судьи Командировой А.В.,
при участии представителей управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия Сигаевой Л.С. (доверенность в„– 04-16/1/0112 от 13.01.2016), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 3 по Республике Хакасия Черемис И.А. (доверенность от 24.03.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия кассационную жалобу ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Св-сталь" Николенко Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 сентября 2015 года по делу в„– А74-5957/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кириллова Н.П.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),

установил:

ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Св-Сталь" (ОГРН 1112468023557, п. Копьево Орджоникидзевского р-на, далее - ООО "ТД Св-Сталь", общество) Николенко Александр Николаевич (далее - ликвидатор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 3 по Республике Хакасия (г. Черногорск, далее - инспекция, налоговый орган) с требованиями об отмене решения от 15.04.2015 в„– 237А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон в„– 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов, вынесенного налоговым органом, об отмене решения от 27.05.2015 в„– 16 управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее - управление) о рассмотрении жалобы общества на решение налогового органа от 15.04.2015 в„– 237А, об обязании налогового органа внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ООО "ТД Св-Сталь" в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ликвидатор обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора, нарушением судами норм материального права (статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23 Федерального закона в„– 129-ФЗ).
По мнению заявителя кассационной жалобы, на момент утверждения ликвидационного баланса от 10.09.2014 заявитель не знал об имеющейся у общества задолженности перед бюджетом.
Кроме того, заявитель указывает на допущенные налоговым органом нарушения при проведении проверки в отношении общества.
Инспекция и управление в отзывах на кассационную жалобу против доводов кассационной жалобы возразили.
Присутствующие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили возражения, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Заявитель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (уведомления о вручении почтового отправления, информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, протоколом общего собрания учредителей ООО "ТД Св-Сталь" от 12.02.2014 утверждено решение о ликвидации общества в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности и назначении ликвидатором Николенко А.Н.
Информация о ликвидации общества опубликована в Вестнике государственной регистрации в„– 9, где также указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования.
В период с 06.06.2014 по 22.09.2014 в отношении ООО "ТД Св-Сталь" проводилась выездная налоговая проверка (справка и акт выездной налоговой проверки в„– 37).
09 декабря 2014 года по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекцией принято решение в„– 43 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения с предложением уплатить в бюджет налоги в размере 5 889 757 рублей, пени в сумме 807 933 рублей 28 копеек, штраф в сумме 1 180 352 рублей. Впоследствии налоговый орган направил обществу требование в„– 77 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2015.
08 апреля 2015 года ликвидатор общества обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, представив соответствующие документы.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией принято решение в„– 237А от 15.04.2015 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, указав, что ликвидатором не соблюден порядок представления в регистрирующий орган документов, нарушен установленный федеральным законом порядок ликвидации, представлен ликвидационный баланс, не отражающий действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
По результатам рассмотрения поданной в порядке статьи 25.2 Федерального закона в„– 129-ФЗ жалобы заявителя на указанное решение инспекции управлением принято решение от 27.05.2015 в„– 16 об отказе в удовлетворении жалобы, в котором указало, что обществом с заявлением о государственной регистрации представлены: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001; чек-ордер от 08.04.2015 об уплате государственной пошлины; протокол от 10.09.2014 в„– 13 общего собрания учредителей ООО "ТД Св-Сталь" об утверждении ликвидационного баланса; ликвидационный баланс, составленный 10.09.2014, утвержденный ликвидатором, в котором сумма активов - 0 рублей, сумма пассивов - 0 рублей. По сведениям инспекции, на момент рассмотрения представленных для государственной регистрации ликвидации юридического лица документов у общества имеется задолженность по налоговым платежам на общую сумму 8 070 532 рубля 45 копеек, в том числе по налогам, требование об уплате которых от 02.02.2015 в„– 77 вручено обществу 10 марта 2015 года. Заявитель представил ликвидационный баланс со сведениями, не отражающими действительного положения, ликвидатор при составлении ликвидационного баланса не принял во внимание сведения о доначислении налогов, поэтому предоставление 08.04.2015 ликвидационного баланса, не отражающего имущественное положение ликвидируемого юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона в„– 129-ФЗ.
Полагая, что решения инспекции от 15.04.2015 в„– 3 и управления от 27.05.2015 не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, ликвидатор общества обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, поддерживая указанные в оспариваемых решениях налоговых органов выводы, принял во внимание то обстоятельство, что представленный ликвидационный баланс на дату его представления не отражал действительного имущественного положения заявителя.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции выводы арбитражных судов считает правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона в„– 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных названным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно части 5 названной статьи ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
В силу изложенных норм права достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием. Наличие недостоверных сведений об имеющейся у юридического лица задолженности делает невозможным осуществление государственной регистрации ликвидации. Представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица рассматривается как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган. Данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт выездной налоговой проверки от 23.09.2014 в„– 37, решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.12.2014 в„– 43, решения инспекции от 15.04.2015 в„– 3 и управления от 27.05.2015, установив, что общество, располагая сведениями о наличии задолженности перед бюджетом, соответствующие расчеты не произвело, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ликвидационный баланс общества содержит недостоверные сведения, поскольку не отражает сведений о размере его кредиторской задолженности перед бюджетом. Из представленных обществом в материалы дела документов установить включена ли задолженность по налогам и сборам и ее размер, не представляется возможным; приложение к ликвидационному балансу, содержащее расшифровку учтенной кредиторской задолженности по налоговым платежам в размере 8 070 532 рублей 45 копеек, в материалы дела не представлялось.
В связи с изложенным, выводы судов об отсутствии оснований для признания незаконным решения инспекции об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией и решения управления являются обоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами обеих инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 сентября 2015 года по делу в„– А74-5957/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2015 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 сентября 2015 года по делу в„– А74-5957/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА

Судьи
Д.И.ШЕЛЕГ
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------