Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.04.2016 N Ф02-1055/2016 по делу N А19-13817/2015
Требование: О признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности на скважины, обязании зарегистрировать право собственности.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что недостатки, препятствующие государственной регистрации, обществом не устранены, технический проект разработки месторождений полезных ископаемых или иная проектная документация не представлены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество представило в регистрирующий орган исчерпывающий пакет правоустанавливающих документов, а кадастровые паспорта на скважины, содержащие описание и характеристики данных объектов недвижимости, позволяют в достаточной степени их идентифицировать.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. по делу в„– А19-13817/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Бандурова Д.Н., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцовой И.А. (доверенность в„– 107 от 15.09.2015), публичного акционерного общества "Верхнечонскнефтегаз" Кислюченко Е.Н. (доверенность в„– 109 от 01.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года по делу в„– А19-13817/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зарубина Т.Б., апелляционный суд: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),

установил:

публичное акционерное общество "Верхнечонскнефтегаз" (ИНН 3808079367, ОГРН 1023801017580, г. Иркутск, далее - ПАО "ВЧНГ", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760, г. Иркутск, далее - управление) об отказе в государственной регистрации права собственности на скважины: в„– 733 куст 39 (кадастровый номер 38:23:100012:1344), в„– 817 куст 39 (кадастровый номер 38:23:100012:1350), в„– 819 куст 39 (кадастровый номер 38:23:100012:1351), выраженные в сообщениях от 31.07.2015 в„– 38/001/045/2015-3316 11-22685, в„– 38/001/045/2015-3320 11-22686, в„– 38/001/045/2015-3318 11-22683 соответственно, и обязании ответчика зарегистрировать право собственности на указанные скважины.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, регистрация прав на буровые скважины должна осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем отказ в государственной регистрации права собственности на спорные скважины при непредставлении проектной документации на разработку месторождения является законным и обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу общество, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель управления поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, полагал выводы судов первой и апелляционной инстанций необоснованными, в связи с чем просил обжалуемые судебные акты отменить, представитель общества считал требования заявителя кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению в силу неправомерности изложенных им доводов.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ПАО "ВЧНГ" обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на скважины: в„– 733 куст 39 (кадастровый номер 38:23:100012:1344), в„– 817 куст 39 (кадастровый номер 38:23:100012:1350), в„– 819 куст 39 (кадастровый номер 38:23:100012:1351).
В сообщениях от 31.07.2015 в„– 38/001/045/2015-3316 11-22685, в„– 38/001/045/2015-3320 11-22686, в„– 38/001/045/2015-3318 11-22683 управление указало, что недостатки, препятствующие государственной регистрации, заявителем не устранены, в частности технический проект разработки месторождений полезных ископаемых или иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, либо протокол об утверждении технического проекта не представлены, в связи с чем в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ отказало.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие), доказывание же факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя является обязанностью последнего.
В соответствии абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 16 указанного Федерального закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ).
Статья 25 названного Федерального закона регламентирует общий порядок государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, тогда как нормы статьи 25.3 устанавливают особенности такого порядка для объектов недвижимости, строительство или реконструкция которых не требует выдачи разрешения на строительство.
В силу пункта 4.2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что положения Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ не возлагают на заявителя обязанности по представлению в регистрирующий орган проектной документации на разработку месторождений при государственной регистрации права на буровые скважины, следовательно, отказ в государственной регистрации на основании непредставления указанных документов не соответствует действующему законодательству.
Обоснованно руководствуясь вышеизложенным, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений участвующих в деле лиц согласно статье 71 АПК РФ установили, что ПАО "ВЧНГ" в целях регистрации права собственности на спорные буровые скважины представило в регистрирующий орган исчерпывающий пакет правоустанавливающих документов, установленный пунктами 1, 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ, а также кадастровые паспорта на скважины, содержащие описание и характеристики данных объектов недвижимости, позволяющие в достаточной степени их идентифицировать, и в письме в„– 6982-1 от 19.05.2015 сообщило о наличии надлежащим образом подготовленной, согласованной и утвержденной технологической схемы разработки Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, утвержденной Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правильным выводам об отсутствии законодательно установленных оснований для отказа обществу в государственной регистрации права собственности на спорные буровые скважины и, как следствие, о наличии предусмотренных частью 4 статьи 200 АПК РФ условий для признания незаконными соответствующих решений управления и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данные выводы арбитражных судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений изложенных выше нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в связи с чем являются законными и обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании заявителем вышеприведенных норм законодательства, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года по делу в„– А19-13817/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ЛЕВОШКО

Судьи
Д.Н.БАНДУРОВ
А.И.СКУБАЕВ


------------------------------------------------------------------