Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.04.2016 N Ф02-1127/2016 по делу N А33-10198/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением общество признано нарушившим Закон о защите конкуренции в части уклонения от внесения изменений в договор на оказание услуг по передаче электрической энергии путем включения новых точек приема и поставки электрической энергии, обществу выдано спорное предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку антимонопольным органом доказан факт нарушения обществом требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. по делу в„– А33-10198/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Исаевой И.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Борисенко А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Лазаревой Ю.В. (доверенность от 24.12.2015 в„– 00/500); Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Мосиной Т.Н. (доверенность от 11.01.2016 в„– 14); общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Искра-Энергосети" Артамоновой А.С. (доверенность от 29.02.2016 в„– 11/16).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года по делу в„– А33-10198/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Крицкая И.П.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск, ИНН: 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - ПАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 24.04.2015 по делу в„– 91-10-15 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Искра-Энергосети" (далее - ООО "Искра-Энергосети", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.В кассационной жалобе и дополнениях к ней ПАО "МРСК Сибири" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Искра-Энергосети" просит оставить судебные акты без изменения.
Красноярское УФАС России в отзыве на кассационную жалобу указывает на правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает доводы жалобы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2016 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы ПАО "МРСК Сибири" отложено на 11 апреля 2016 года на 12 часов 15 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07 апреля 2016 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена председательствующего судьи Чупрова А.И. на судью Шелемину М.М. Рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
Представители ПАО "МРСК Сибири", Красноярского УФАС России и ООО "Искра-Энергосети" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, между ПАО "МРСК Сибири" и ООО "Искра-Энергосети" заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2009 в„– 18.0953.09, предметом которого является взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии в точках присоединения к электрическим сетям сторон путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сторонам на праве собственности и (или) ином законном основании, и оплата друг другу услуг по передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные договором.
В соответствии с пунктом 2.3 договора стороны согласовали, что изменения состава точек присоединения и существенных условий является основанием для заключения соответствующего дополнительного соглашения в срок - 3 рабочих дня.
В целях внесения изменений в договор от 30.12.2009 в„– 18.0953.09 в части состава точек присоединения ООО "Искра-Энергосети" письмом от 28.07.2014 в„– 198 сообщило ПАО "МРСК Сибири" о приобретении им по договору аренды имущества от 01.07.2014 в„– А 04/14-Н у ЗАО "Карбоника-Ф" права временного владения и пользования объектами электросетевого хозяйства: комплектной трансформаторной подстанцией ТП-А171, с трансформатором 630 кВА (ТМЗ-630/10-74УЗ ЗАВ в„– 331353), кабельным вводом КЛ-б кВ (кабель ААШВ-10 (3x70), длина 218 м) от ТП-271 до ТП-А171). ООО "Искра-Энергосети" также представило акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (акт АРБП и ЭО от 30.04.1992, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 19.11.2014 в„– АРЭО 46-14-538, акт разграничения балансовой принадлежности сторон от 19.11.2014 в„– АРЭО 46-14-538), согласно которым вышеназванные объекты электросетевого хозяйства имеют надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
Письмом от 25.08.2014 в„– 260 ООО "Искра-Энергосети" на запрос ПАО "МРСК Сибири" дополнительно представило акт от 16.03.2001 с однолинейной схемой к нему, подписанный между ЗАО "Карбоника-Ф" и ООО ПКО "АСТЭР", акт от 29.10.2002 в„– 010/724 допуска в эксплуатацию электроустановки, разрешение от 02.07.2001 в„– 34 на подключение электроустановки, информацию по установленной системе учета в ТП-А171, в соответствии с актом в„– 30-217 допуска приборов учета в эксплуатацию от 18.03.2014 года, а также однолинейной схемы электроснабжения; сообщило, что право собственности на арендуемое имущество ЗАО "Карбоника-Ф", а именно КЛ-6 кВ от ТП-271 до ТП-А171 подтверждается договором купли-продажи от 11.10.2000 в„– 12 С. Данная линия входит в состав Комплектной трансформаторной подстанции ТП-А171, с трансформатором 630 кВА (ТМЗ-630/10-74УЗ ЗАВ в„– 331353).
Получив отказ ПАО "МРСК Сибири" (письмо от 29.12.2014 N. 1.3/03/22636-исх) внести изменения в существующий договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, ООО "Искра-Энергосети" обратилось в антимонопольный орган с жалобой.
13.02.2015 на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом выдано обществу предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 5 части 1 статьи 10 Закона.
Письмом от 06.03.2015 в„– 1.3/01.2/4126-исх. ОАО "МРСК Сибири" указало на невозможность исполнения предупреждения Красноярского УФАС России от 13.02.2015 в„– 2664.
24.04.2015 антимонопольный орган по результатам рассмотрения дела в„– 91-10-15 вынес решение о признании ПАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части уклонения от внесения изменений в договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2009 в„– 18.0953.09 путем включения новых точек приема и поставки электрической энергии; выдал предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, которым обязал общество в течение 20 рабочих дней с момента получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления о признании вышеуказанных решения и предписания недействительными, суды двух инстанций исходили из доказанности антимонопольным органом нарушения обществом требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в действующей в спорный период редакции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Судами установлено, что Приказом Федеральной службы по тарифам в„– 179-э от 28.05.2008 ПАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным в„– 24.1.58.
В силу статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьи 5 Закона о защите конкуренции общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.
Суды двух инстанций пришли к мотивированным выводам о том, что ПАО "МРСК Сибири" злоупотребило доминирующим положением, поскольку уклонилось от внесения изменений в договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в„– 18.0953.09 от 30.12.2009 по точкам поставки, необходимость внесения данных о которых появилась у ООО "Искра-Энергосети" в связи с арендой объектов электросетевого хозяйства по договору в„– А04/14-Н от 01.07.2014 с ЗАО "Карбоника-Ф".При этом суды руководствовались положениями пунктов 36, 38 Правил недискриминационного доступа, предусматривающих наличие у сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства ряда обязанностей, связанных с характером находящихся в их собственности объектов и обусловленных спецификой их деятельности, а также пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в соответствии с которыми в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется, и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Как следует из материалов дела, 19.11.2014 между ОАО "МРСК Сибири", ООО "Искра-Энергосети" и ОАО ПКО "АСТЭР" подписаны акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон в„– АРЭО 46-14-538 и акт разграничения балансовой принадлежности сторон в„– АРБП 46-14-538, в соответствии с которыми на балансе заявителя находится: комплектная трансформаторная подстанцию ТП-А171, с трансформатором 630 кВА (ТМЗ-630/10-74УЗ ЗАВ в„– 331353), кабельный ввод (КЛ-6 кВ (кабель ААШВ-10 (3x70), длина 218 м) от ТП-271 до ТП-А171).
Антимонопольный орган установил, что действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в неправомерном уклонении от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2009 в„– 18.0953.09 повлекли ущемление интересов ООО "Искра-Энергосети", поскольку без урегулирования отношений по передаче электрической энергии с ПАО "МРСК Сибири" ООО "Искра-Энергосети" не имело возможности внести соответствующие изменения в договор по передаче электрической энергии, заключенный с ОАО "Красноярскэнергосбыт", для получения платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии с использованием арендованного электросетевого оборудования, с учетом того, что третье лицо несет затраты на содержание арендованного электротехнического оборудования.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов о доказанности нарушения обществом требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по существу направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Ссылки ПАО "МРСК Сибири" на противоречие выводов судов судебной практике Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по иным делам с иными фактическим обстоятельствами, не могут быть учтены, поскольку при рассмотрении настоящего спора суды учли фактические обстоятельства нарушения антимонопольного законодательства, установленные по данному конкретному делу.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года по делу в„– А33-10198/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------