Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.08.2016 N Ф02-3501/2016 по делу N А19-16141/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль организаций, пени и штрафы в связи с отсутствием реальных хозяйственных отношений между обществом и его контрагентом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку реальность хозяйственных операций по договору поставки кабельных барабанов подтверждается фактическим получением и принятием их на учет, которые в дальнейшем были использованы в производстве в качестве тары и упаковки кабельно-проводниковой продукции и реализованы покупателям, а с оборотов от реализации уплачен в бюджет НДС.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. по делу в„– А19-16141/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Иркутсккабель" Римской В.М. (доверенность от 15.01.2015), Плотникова М.С. (доверенность от 05.11.2013), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 19 по Иркутской области Вантеева О.М. (доверенность от 20.07.2016 в„– 03-16/18),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 19 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2015 года по делу в„– А19-16141/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Луньков М.В., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.),

установил:

открытое акционерное общество "Иркутсккабель" (ИНН 3821000937, ОГРН 11023802256015, г. Шелехов, далее - ОАО "Иркутсккабель", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 19 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.04.2015 в„– 10-17/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представители налогового органа и общества поддержали доводы соответственно кассационной жалобы и отзыва на нее.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 10 августа 2016 года до 12 часов 17 августа 2016 года, о чем сделано публичное извещение.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом на основании решения от 31.03.2014 в„– 10-13.1/6 проведена выездная налоговая проверка в отношении ОАО "Иркутсккабель".
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 21.01.2015 в„– 10-17/1 и принято решение от 29.04.2015 в„– 10-17/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислены, в том числе налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и соответствующие им пени и штраф.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 29.07.2015 в„– 26-13/012774 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение от 29.04.2015 в„– 10-17/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ОАО "Иркутсккабель" во взаимоотношениях с ООО "ЛидерСиб" проявило достаточную степень осмотрительности и осторожности, а рассматриваемые правоотношения по поставке кабельных барабанов реальны и имели место в действительности.
Суд кассационной инстанции считает судебные акты законными и обоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном нормами главы 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, для применения вычета по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделка носила реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию об участниках хозяйственных операций.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 1 Постановления от 12 октября 2006 года в„– 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление в„– 53) представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в том числе применения более низкой налоговой ставки или получения налогового вычета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (пункты 3, 4 Постановления в„– 53).
Учитывая изложенное, а также правило части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о распределении бремени доказывания, соответствующие обстоятельства, послужившие основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, должны быть подтверждены доказательствами, представленными этим органом.
Такие доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что реальность хозяйственных операций по договору поставки кабельных барабанов подтверждается фактическим получением и принятием комплектов кабельных барабанов на учет, которые в дальнейшем были использованы в производстве в качестве тары и упаковки кабельно-проводниковой продукции и реализованы покупателям, а с оборотов от реализации уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость.
Принятие на учет кабельных барабанов оформлялось приходными ордерами, товарными накладными, товарно-транспортными накладными. На каждую партию отгруженного товара ООО "ЛидерСиб" выставляло в адрес общества счета-фактуры, на основании которых ОАО "Иркутсккабель" применяло вычеты по налогу на добавленную стоимость.
Инспекция не доказала отсутствие реальных хозяйственных отношений между обществом и ООО "ЛидерСиб"; налогоплательщиком соблюдены все условия, необходимые для получения налоговых вычетов в заявленной сумме.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что выводы инспекции о противоречивости сведений, содержащихся в первичных учетных документах общества, о нереальности произведенных хозяйственных операций не подтверждаются материалами дела и опровергаются совокупностью представленных обществом доказательств, достоверность которых инспекцией не опровергнута.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Таким образом, в абзаце третьем пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) а, во-вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Несмотря на то, что норма абзаца третьего пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01.01.2010, она с учетом положений пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации имеет обратную силу и может быть применена в рассматриваемом случае, поскольку устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
Следовательно, налогоплательщик, выявивший в прошлом налоговом периоде (2008 год) ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога на прибыль организаций, вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены такие ошибки (2011 год).
Судами обеих инстанций установлено и инспекцией не опровергнут факт документального подтверждения обществом того, что допущенные им ошибки привели к излишней уплате налога на прибыль за 2008 год.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, правильно пришли к выводу о том, что исключение инспекцией из состава внереализационных расходов по налогу на прибыль за 2011 год затрат по контрагенту ЗАО "УК "Ункомтех" в размере 10 976 627 рублей и по контрагенту ЗАО "СКБ Истра" в размере 807 136 рублей не соответствует вышеуказанной норме.
Другие доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку они были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2015 года по делу в„– А19-16141/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СОНИН

Судьи
В.Д.ЗАГВОЗДИН
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------