Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.08.2016 N Ф02-4453/2016 по делу N А10-6169/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением учреждению отказано в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости в связи с несоответствием представленных на регистрацию документов требованиям действующего законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку учреждением были соблюдены все условия для строительства сетей водоотведения и на государственную регистрацию права оперативного управления были представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу в„– А10-6169/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Урмакшинова В.К., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Алхамадиевой Б.Ц.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Бурдуковской Е.И. (доверенность от 24.02.2016 в„– 58); администрации г. Улан-Удэ Сукневой Т.А. (доверенность от 15.01.2016 в„– 71),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 марта 2016 года по делу в„– А10-6169/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пунцукова А.Т.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

Муниципальное учреждение "Улан-Удэстройзаказчик" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия, Управление) о признании незаконным и отмене решения в„– 03/015/005/2015-2735 от 03.08.2015 об отказе в государственной регистрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Улан-Удэ.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Республике Бурятия в„– 03/015/005/2015-2735 от 03.08.2015 об отказе в государственной регистрации, как не соответствующее Федеральному закону от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), Градостроительному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Управление Росреестра по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права оперативного управления на сооружение: сети водоотведения, кадастровый номер 03:24:023408:580, расположенные по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кирпичная.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2016 года решение суда от 16 марта 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Республике Бурятия ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения абзаца 4 пункта 1 статьи 20, статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав, статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия; просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия. В отзыве на кассационную жалобу Учреждение считает судебные акты законными, доводы кассационной жалобы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель администрации считает судебные акты не подлежащими отмене.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 22.06.2015 Учреждение обратилось в Управление Росреестра по Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости - сооружение: сети водоотведения (кадастровый номер 03:24:023408:580), расположенные по адресу Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кирпичная.
03.07.2015 государственная регистрация права оперативного управления объекта была приостановлена в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав.
03.08.2015 Управление Росреестра по Республике Бурятия сообщением в„– 03/015/055/2015-2735 отказало Учреждению в государственной регистрации права на вышеназванный объект недвижимого имущества на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав. Отказ в государственной регистрации мотивирован несоответствием представленных на регистрацию документов требованиям действующего законодательства.
Удовлетворяя заявление Учреждения о признании незаконным решения, изложенного в сообщении от 03.08.2015, суды двух инстанций исходили из того, что Учреждением были соблюдены все условия для строительства сетей водоотведения без разрешения на строительство и на государственную регистрацию права оперативного управления были представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям закона.
Суды посчитали, что оспариваемое решение противоречит статье 25.3 Закона о государственной регистрации прав и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку лишает его возможности оформить вещное право на объект недвижимости.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Как следует из обжалуемого отказа, Управление руководствовалось абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20).
В сообщении об отказе в государственной регистрации со ссылкой на статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что спорный объект учтен в Государственном кадастре недвижимости, ему присвоен кадастровый номер 03:24:023408:580, то есть он является объектом капитального строительства (объектом недвижимого имущества) и для его строительства необходимо получение разрешения на строительство.
Признавая достаточными для государственной регистрации права оперативного управления на рассматриваемый объект недвижимости (в порядке статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав) декларацию об объекте недвижимости и правоустанавливающий документ на землю (вопреки утверждениям Управления о необходимости представить разрешение на строительство), суды верно учли следующее.
Заявителем в материалы дела представлена проектная документация "Строительство сетей водоснабжения и водоотведения до жилого дома по ул. Кирпичная", составленная ООО "Проектно-строительное бюро" в 2014 году.
Сети водоотведения до жилого дома по ул. Кирпичная г. Улан-Удэ учтены в Государственном кадастре недвижимости, им присвоен кадастровый номер 03:24:023408:580, они являются объектом капитального строительства (объектом недвижимого имущества).
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
На основании пункта 9 части 5 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 в„– 2425-III "О Градостроительном уставе Республики Бурятия" (далее - Закон о градостроительном уставе) выдача разрешений на строительство не требуется в случаях строительства и реконструкции самотечных сетей (коллекторов) канализации внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно от объектов капитального строительства до мест присоединения к магистральным коллекторам.
Исходя из проектной документации, суды установили, что Учреждением как муниципальным заказчиком осуществлялось строительство системы водоотведения, линейная часть которого состоит из трубопроводов диаметром 160 мм, сточные воды транспортируются без давления, самотеком, а, следовательно, выдача разрешения на строительство указанных сетей водоотведения не требовалась.
Следовательно, отказ Управления в государственной регистрации права оперативного управления в связи с отсутствием разрешения на строительство не основан на действующем законодательстве о градостроительной деятельности.
Являются правильными и выводы судов о том, что Учреждение представило все необходимые для государственной регистрации права оперативного управления документы, предусмотренные статьей 25.3 Закона о государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав установлено, что документом, подтверждающим факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Как установлено судами, декларация об объекте недвижимого имущества была представлена.
Исходя из положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив, что рассматриваемое решение Управления об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на сети водоотведения кадастровый номер 03:24:023408:580, расположенные по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кирпичная, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует передаче в установленном порядке завершенного строительством объекта в муниципальную казну, признали его незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся несогласия с выводами судов о соблюдении Учреждением положений статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав, состоят в том, что у Учреждения отсутствуют какие-либо права на земельный участок с кадастровым номером: 03:24:023408:568, указанный в кадастровом паспорте на спорный объект недвижимости.
Названные доводы кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены, поскольку статья 25.3 Закона о государственной регистрации прав не требует представления с заявлением о государственной регистрации права также и кадастрового паспорта объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.
Кроме того, как установили суды, Учреждение с заявлением о государственной регистрации права представило правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером: 03:24:000000:65765, на котором возведен спорный объект недвижимости.
По мнению заявителя кассационной жалобы, представленный Учреждением в дело пакет документов не свидетельствует о соблюдении им положений Градостроительного устава Республики Бурятия.
Названные доводы проверены и признаны направленными на иную оценку доказательств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Частью 6 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия определены условия, при соблюдении которых строительство самотечных сетей (коллекторов) канализации внутренним диаметром до 300 миллиметров может осуществляться без получения разрешения на строительство. Это наличие акта выбора земельного участка или правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок; наличие проектной документации на строительство, реконструкцию объектов; проведение земляных работ в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления; оформление по окончании строительства, реконструкции объектов следующих документов: акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11 и (или) форма КС-14); акта о присоединении сетей водоснабжения или водоотведения, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 10 части 5 настоящей статьи); акта разграничения эксплуатационной ответственности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 части 5 настоящей статьи); представление в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня завершения строительства, реконструкции объектов, указанных в пунктах 5, 7, 8, 9 и 10 части 5 настоящей статьи, сведений о них для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
По мнению Управления, суд формально подошел к принятию пакета документов в качестве доказательств соблюдения Учреждением положений Градостроительного устава Республики Бурятия.
Между тем суды в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дали оценку всем представленным Учреждением документам - акту выбора земельного участка для строительства от 13.10.2014 в„– 1471; решению Комитета по архитектуре от 05.11.2014 в„– 9-173 об утверждении данного акта; решению Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 13.04.2015 в„– З-ПБП-11 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером: 03:24:000000:65765; проектной документации на сети; акту приемки от 03.12.2014; акту разграничения эксплуатационной ответственности между ООО "БСК" и Учреждением и акту о соответствии построенного объекта техническим условиям на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения; выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Поскольку выводы судов по результатам оценки данных доказательств свидетельствуют о том, что Учреждением соблюдены все условия, при которых в силу требований части 6 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия строительство объекта могло осуществляться без получения разрешения на строительство, суд первой инстанции правомерно обязал Управление восстановить нарушенные права Учреждения путем осуществления государственной регистрации права оперативного управления на сооружение сети водоотведения, кадастровый номер 03:24:023408:580, расположенные по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кирпичная.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 марта 2016 года по делу в„– А10-6169/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------