Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.09.2016 N Ф02-3341/2016 по делу N А58-1145/2015
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении сторонами договора оптовой поставки природного газа.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно содержания его отдельных условий, а также приложений к договору, которые в добровольном порядке урегулированы не были.
Решение: Требование удовлетворено частично, в связи с невозможностью включения в договор положения об узле учета газа, установленном у истца на линии подачи газа, а также для использования узла учета в качестве расчетного он должен быть установлен на границе раздела балансовой принадлежности объектов газоснабжения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Саха



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. по делу в„– А58-1145/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Качукова С.Б.,
судей Загвоздина В.Д., Платова Н.В.
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" Топорковой Е.П. (доверенность от 01.02.2016 в„– 4),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - акционерного общества "Сахатранснефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2015 года по делу в„– А58-1145/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Шамаева Т.С.; апелляционный суд: судьи Скажутина Е.Н., Капустина Л.В. и Макарцев А.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972, место нахождения: г. Якутск, в настоящее время имеет наименование - акционерное общество "Сахатранснефтегаз", далее также - АО "Сахатранснефтегаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к открытому акционерному обществу "Якутская топливно-энергетическая компания" (ОГРН 1021401062187, ИНН 1435032049, место нахождения: п. Кысыл-Сыр Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия), далее также - ОАО "ЯТЭК", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении сторонами договора оптовой поставки природного газа от 05.12.2014 в„– 2194/06-14 (далее также - договор), в котором просило принять спорные условия договора в предложенной им редакции.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2015 года (с учетом определения об исправлении описки от 23 октября 2015 года) урегулированы разногласия относительно спорных условий договора, при этом в редакции истца принята только часть этих условий.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 года решение изменено, пункты 2.3, 4.1, 4.10, 4.11 и 10.1 договора изложены в иной редакции.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части урегулирования разногласий по пунктам 4.1, 4.11, 4.12, 6.2 и 10.1 договора, АО "Сахатранснефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт о принятии этих пунктов в его редакции.
В обоснование доводов жалобы истец сослался на то, что выводы судов относительно редакции указанных пунктов не соответствуют положениям пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 22, 23, 28 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 в„– 162, нормам Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 в„– 1021, приказам Федеральной службы по тарифам об установлении оптовых цен на добываемый истцом газ и тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ответчика, а также разъяснениям, изложенным в письме Федеральной антимонопольной службы от 15.09.2015 в„– 09/49507/15. Кроме того, истец также указал на то, что при рассмотрении дела апелляционный суд вышел за пределы апелляционных жалоб сторон, изложив в резолютивной части постановления все спорные условия договора, тогда как стороны обжаловали принятое по делу решение только в части 12 пунктов договора.
Определением и.о. председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2016 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) и пунктами 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в связи с нахождением в отпуске судьи Белоножко Т.В., принимавшей участие в рассмотрении жалобы до отложения судебного заседания, произведена замена в составе судей, рассматривающих настоящую кассационную жалобу: судья Белоножко Т.В. заменена на судью Загвоздина В.Д.
В настоящее судебное заседание истец своих представителей не направил, о времени и месте его проведения считается извещенным надлежащим образом.
Представитель ответчика в представленном отзыве, дополнении к нему и в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов истца, в связи с чем просил оставить принятые по делу судебные акты в обжалуемой части без изменения.
Информация о времени и месте проведения заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24 августа 2016 года судом был объявлен перерыв до 25 августа 2016 года, информация о чем также опубликована в сети Интернет в указанном выше порядке.
После окончания перерыва 25 августа 2016 года судебное заседание продолжено.
Стороны своих представителей в заседание не направили.
На основании части 5 статьи 163 и части 3 статьи 284 Кодекса после окончания перерыва судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при заключении договора оптовой поставки природного газа от 05.12.2014 в„– 2194/06-14 между ОАО "ЯТЭК" (поставщик по договору, организация, осуществляющая добычу природного газа) и АО "Сахатранснефтегаз" (покупатель, организация, осуществляющая транспортировку газа по принадлежащим ей магистральным газопроводам и газораспределительным сетям и его дальнейшую реализацию) возникли разногласия относительно содержания его отдельных условий - статьи 1, пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.8, 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.13, 4.14, 5.1, 6.1, 6.2, 6.3, 7.2, 8.1, 8.2, 8.3, 9.3, 10.1, а также приложений к договору.
В связи с тем, что возникшие разногласия сторонами в добровольном порядке урегулированы не были, АО "Сахатранснефтегаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции, измененным постановлением апелляционного суда в части пунктов 2.3, 4.1, 4.10, 4.11 и 10.1 договора, урегулированы разногласия сторон относительно спорных условий договора, при этом в редакции истца принята только часть этих условий.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В рассматриваемом случае к отношениям, связанным с поставкой газа, подлежат применению положения параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 в„– 162 (далее также - Правила поставки газа), Правил учета газа, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 в„– 961 (далее также - Правила учета газа), и иных нормативных правовых актов.
В поданной АО "Сахатранснефтегаз" кассационной жалобе предметом обжалования являются выводы судов в части пунктов 4.1, 4.11, 4.12, 6.2 и 10.1 договора.
Разногласия сторон относительно пункта 4.1 договора касаются порядка определения объема поставленного газа и используемых для этого приборов учета. Так, в направленном для подписания проекте договора ОАО "ЯТЭК" изложило этот пункт в редакции, предусматривающей, что учет объема поставляемого газа осуществляется по ИК (измерительным комплексам) поставщика, оснащенным электронными корректорами и установленным на входе в магистральные газопроводы истца - на "0" км УКПГ-1 Средневилюйского ГКМ (п. Кысыл-Сыр Вилюйского района), "0" км УКПГ-2 Средневилюйского ГКМ (п. Кысыл-Сыр Вилюйского района), линии подачи газа на пос. Кысыл-Сыр (выход с АГРС УКПГ-1 Средневилюйского ГКМ), "0" км УКПГ-2 Мастахского ГКМ (п. Мастах Кобяйского улуса), линии подачи газа на собственные нужды УГПГ Мастахского ГКМ (выход с АГРС УКПГ Мастахского ГКМ). Общество "Сахатранснефтегаз", не соглашаясь с указанной редакцией этого пункта, просило включить в него следующие дополнительные положения: об узле учета газа, установленного у него (покупателя) на линии подачи газа на п. Кысыл-Сыр Вилюйского района, о наличии у покупателя права в течение всего срока действия договора по своему усмотрению устанавливать свои узлы учета газа без согласования с поставщиком и о том, что при неисправности или отсутствии узлов учета газа у поставщика и покупателя объем переданного газа учитывается по Методике расчета объемов поставки природного газа, предложенной им для включения в договор в качестве приложения в„– 2 к нему.
По результатам рассмотрения указанных разногласий суд первой инстанции принял пункт 4.1 договора в редакции, предусматривающей положение о наличии у покупателя права в течение срока действия договора по своему усмотрению устанавливать узлы учета газа без согласования с поставщиком и в связи с этим положение об узле учета газа, установленного у покупателя на линии подачи газа на п. Кысыл-Сыр Вилюйского района. При этом суд отклонил доводы АО "Сахатранснефтегаз" о необходимости включения в договор условия о применении для определения объема поставляемого газа предложенной им (истцом) Методики расчета объемов поставки природного газа.
Изменяя решение суда первой инстанции в части этого пункта, апелляционный суд исключил из его содержания предложенные истцом положения о праве покупателя устанавливать узлы учета газа по своему усмотрению без согласования с поставщиком и положение об узле учета газа, установленного у покупателя на линии подачи газа на п. Кысыл-Сыр Вилюйского района. С учетом этого апелляционный суд принял указанный пункт в редакции ответчика.
В кассационной жалобе АО "Сахатранснефтегаз" ссылается на необоснованность отклонения судами его предложения о включении в договор названных выше дополнительных положений.
Проверив правильность выводов судов относительно редакции пункта 4.1 договора, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с пунктами 21 и 22 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются, при этом учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей сторон объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Пунктом 3.7 Правил учета газа, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 в„– 961, предусмотрено, что количественные и качественные показатели природного газа при приеме-передаче для транспортировки, а также в процессе распределения измеряются на линии раздела объектов газоснабжения и (или) распределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
В рассматриваемом случае выводы суда первой инстанции и апелляционного суда о невозможности включения в указанный пункт договора условия о применении Методики расчета объемов поставки природного газа, предложенной истцом для включения в договор в качестве приложения в„– 2 к нему, являются правомерными и соответствуют положениям статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 в„– 102-ФЗ "Об обеспечении единства изменений" и пункта 2.9 Правил учета газа. В данном пункте указано, что измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений. Между тем при рассмотрении дела истец, требуя включить в договор условие о применении названной Методики, не представил доказательств того, что эта Методика аттестована в установленном порядке и, как следствие, может быть применена для целей определения объемов поставленного газа.
Выводы апелляционного суда о невозможности включения в пункт 4.1 договора положения об узле учета газа, установленном у истца (покупателя) на линии подачи газа на п. Кысыл-Сыр Вилюйского района, также являются правомерными и соответствуют требованиям пункта 3.7 Правил учета газа. В данном случае, отклоняя соответствующие доводы истца, апелляционный суд правильно исходил из того, что для использования узла учета в качестве расчетного, он должен быть установлен на границе раздела балансовой принадлежности объектов газоснабжения, и при этом указал, что истцом не доказано то обстоятельство, что имеющийся у него узел учета газа установлен на границе раздела. В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию данного обстоятельства лежит именно на истце.
Оснований для иных выводов в этой части у суда кассационной инстанции не имеется.
Выводы апелляционного суда о недопустимости включения в договор условия о наличии у покупателя права устанавливать узлы учета газа по своему усмотрению без согласования с поставщиком также являются правильными. В частности, пункт 23 Правил поставки газа допускает возможность использования для целей определения объема поставляемого газа средств измерений покупателя, однако, как указано выше, с учетом пункта 3.7 Правил учета газа эти средства измерений должны быть установлены на границе раздела балансовой принадлежности сторон и, кроме того, должны быть введены в эксплуатацию в установленном порядке. Сама по себе установка истцом (покупателем) средств измерений по своему усмотрению без согласования с поставщиком не может влиять на правоотношения сторон, поскольку без соблюдения названных условий такие приборы учета не могут быть использованы в качестве расчетных.
Между тем с учетом того, что рассматриваемый договор заключен сторонами на длительный срок и состав узлов учета газа, используемых в качестве расчетных, может изменяться (в том числе за счет установки на границе раздела и введения в эксплуатацию узлов учета покупателя), с целью обеспечения права покупателя (истца), предусмотренного пунктом 23 Правил поставки газа апелляционному суду следовало включить в указанный пункт договора условие о том, что при неисправности или отсутствии узлов учета газа у поставщика объем переданного газа учитывается узлами учета газа покупателя, установленными на границе балансовой принадлежности между поставщиком и покупателем и введенными в эксплуатацию в установленном порядке. В данном случае, не указав соответствующее условие в пункте 4.1 договора, апелляционный суд нарушил статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 23 Правил поставки газа.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает необходимым отменить постановление апелляционного суда в части указанного пункта договора и на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изложить этот пункт в следующей редакции: "Учет объема газа, поставляемого покупателю, осуществляется узлами учета газа поставщика в соответствии с требованиями действующих стандартов, нормативно-технической документации и Правил учета газа, установленными на:
- "0" км УКПГ-1 Средневилюйского ГКМ (п. Кысыл-Сыр Вилюйского района);
- "0" км УКПГ-2 Средневилюйского ГКМ (п. Кысыл-Сыр Вилюйского района);
- линии подачи газа на пос. Кысыл-Сыр (выход с АГРС УКПГ-1 Средневилюйского ГКМ);
- "0" км УКПГ-2 Мастахского ГКМ (п. Мастах Кобяйского улуса);
- линии подачи газа на собственные нужды УГПГ Мастахского ГКМ (выход с АГРС УКПГ Мастахского ГКМ).
Узлы учета газа оснащены электронными корректорами, которые поддерживают обмен данными с локальным компьютером или принтером, что позволяет обеспечивать распечатку измеряемых параметров газа на бумажном носителе.
При неисправности или отсутствии узлов учета газа у поставщика объем переданного газа учитывается по узлам учета газа покупателя, установленным на границе балансовой принадлежности между поставщиком и покупателем и введенным в эксплуатацию в установленном порядке.".
Разногласия сторон относительно пункта 4.11 договора касаются статуса ежесуточно составляемых протоколов (актов) о снятии показаний учетных параметров узлов учета газа. Общество "ЯТЭК" в проекте договора указало, что данный протокол (акт) является первичным документом, отражающим переданный-полученный объем поставленного газа. Общество "Сахатранснефтегаз", не согласившись с этим условием, предложило указать, что данный протокол является документом, отражающим ежесуточные данные учетных параметров узлов учета газа, а не документом, подтверждающим факт приема-передачи газа.
Рассмотрев указанные разногласия, суд первой инстанции принял пункт 4.11 договора в редакции АО "Сахатранснефтегаз" и согласился с его доводами.
Изменяя решение суда первой инстанции в этой части, апелляционный суд, напротив, изложил данный пункт в редакции АО "ЯТЭК" и указал, что исходя из пункта 28 Правил поставки газа протокол (акт) о снятии суточных показаний узлов учета газа является первичным документом в отношениях сторон.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы апелляционного суда неверными и основанными на неправильном толковании данной нормы.
В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.
Из содержания данной нормы, а также положений договора о расчетном периоде следует, что первичным документом в части определения объема поставленного газа является именно составляемый ежемесячно акт об объеме переданного газа. На основании данного акта составляется счет на оплату, в котором указывается стоимость газа, поставленного в течение расчетного периода (месяца). При этом указание в упомянутой норме о необходимости отражения в акте ежесуточных объемов приема-передачи газа не свидетельствует о том, что протоколы (акты) о снятии суточных показаний узлов учета газа, о ежесуточном составлении которых договорились стороны, являются первичными документами, фиксирующими объем поставленного газа. В данном случае такие протоколы (акты) являются лишь документами, отражающими ежесуточные данные учетных параметров узлов учета газа, используемыми при составлении акта об объеме газа, переданного за расчетный период.
Таким образом, постановление апелляционного суда в части пункта 4.11 договора подлежит отмене. При этом суд кассационной инстанции считает необходимым изложить этот пункт в следующей редакции: "Снятие показаний узлов учета газа за расчетный период осуществляется ежесуточно с участием представителей поставщика и покупателя. Снятие показаний узлов учета газа может производиться: на месте установки этих узлов (с лицевой панели электронного корректора); дистанционно через компьютер.
Стороны составляют протокол (Акт) о снятии показаний учетных параметров и производят их распечатку на бумажном носителе, которые вручаются представителю покупателя.
Протокол (Акт) составляется по форме, приведенной в Приложении в„– 2 к настоящему договору, являющегося неотъемлемой частью договора, по каждому узлу учета газа поставщика, указанных в п. 4.1 настоящего договора, и должен содержать следующие данные по каждому узлу учета газа поставщика:
- место установки узла учета газа;
- дату и метод снятия показаний узла учета газа (дистанционно, на месте установки этого узла);
- разборчиво указанные фамилия, а также подписи лиц, подписавших протокол (Акт) о снятии показаний узла учета газа;
Протокол (акт) является документом, отражающим ежесуточные данные учетных параметров установленных узлов учета газа.
Покупатель в письменном виде предоставляет полномочия лицам, правомочным на снятие показаний узлов учета газа и на подписание Протокола (Акта).
При неявке надлежаще уполномоченного представителя покупателя для снятия показаний узла учета газа и в случае неподписания протокола (Акта) о снятии показаний узла учета газа за расчетный период, поставщик составляет протокол (Акт) в одностороннем порядке, о чем в протоколе (Акте) делается соответствующая запись. В этом случае протокол (Акт) о снятии показаний узла учета газа за расчетный период считается действительным за подписью поставщика. Экземпляр протокола (Акта), составленного в одностороннем порядке, предоставляется покупателю в течение одного дня с момента составления.".
При изложении указанных выше пунктов договора суд кассационной инстанции также счел необходимым заменить понятие "ИК", использованное апелляционным судом, понятием "узел учета газа", предусмотренное статьей 1 договора.
Разногласия сторон относительно пунктов 4.12 и 6.2 договора касаются порядка определения фактической оптовой цены, подлежащей применению при осуществлении расчетов за поставленный газ (в том числе возможности корректировки (перерасчета) оптовой цены на газ, подлежащий реализации населению, исходя из фактической объемной теплоты сгорания газа), а также содержания акта об объеме поставленного газа, составляемого по окончании расчетного периода (названного сторонами актом поставки-приема газа). Применительно к этим пунктам в направленном проекте договора ОАО "ЯТЭК" указало общее правило о проведении корректировки (перерасчета) оптовой цены на газ исходя из фактической объемной теплоты сгорания газа (в отношении всего объема газа, в том числе и подлежащего поставке населению) (пункт 6.2), в связи с чем в акте поставки-приема газа подлежит указанию общий объем поставленного газа (пункт 4.12). Не согласившись с такими условиями, АО "Сахатранснефтегаз" просило изложить пункты 4.12 и 6.2 договора в иной редакции, предусматривающей, что корректировка (перерасчет) исходя из фактической объемной теплоты сгорания газа не осуществляется в отношении оптовой цены на газ, реализуемый населению, в силу чего в акте поставки-приема газа должен быть указан как общий объем поставленного за расчетный период газа, так и объем газа, реализуемого населению, для чего покупатель должен предоставлять поставщику данные об объеме газа, реализуемого населению, в срок до 2-го числа месяца, следующего за расчетным. Исходя из того, что утвержденная регулирующим органом (ранее - ФСТ России) для ОАО "ЯТЭК" оптовая цена на газ включает в себя установленный для АО "Сахатранснефтегаз" тариф на транспортировку газа по принадлежащим ему магистральным газопроводам, истец также просил включить в пункт 6.2 договора условие о том, что при осуществлении расчетов и определении фактической оптовой цены на газ этот тариф подлежит исключению из оптовой цены. Кроме того, истец также просил изложить в пункте 4.12 договора условия о последствиях и порядке действий сторон в случае возникновения при подписании акта о поставке-приеме газа разногласий относительно объема газа, поставленного за расчетный период.
По результатам рассмотрения разногласий в этой части суд первой инстанции и поддержавший его апелляционный суд приняли пункты 4.12 и 6.2 договора в редакции АО "ЯТЭК". При этом суды сослались на то, что доводы АО "Сахатранснефтегаз" и предложенная им редакция этих пунктов договора не соответствуют нормам права, однако не указали каким именно.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов неверными.
Так, возможность корректировки (перерасчета) оптовой цены на газ исходя из фактической объемной теплоты его сгорания предусмотрена пунктом 19 Временного положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 29.05.1998 в„– 22/1 (далее также - Временное положение), при этом из содержания этой нормы следует, что в отношении газа, реализуемого населению, оптовая цена не связана с объемной теплотой сгорания газа, и, как следствие, не подлежит корректировке (перерасчету) исходя из фактической объемной теплоты его сгорания.
Аналогичные условия изложены и в приказах Федеральной службы по тарифам от 26.08.2014 в„– 209-э/3 и от 29.05.2015 в„– 190-э/3 об утверждении оптовой цены на газ, добываемый ОАО "ЯТЭК". В частности, в данных приказах установлено, что утвержденная оптовая цена на газ, добываемый ОАО "ЯТЭК", установлена на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м), приведенную к ряду условий, в числе которых названа расчетная объемная теплота сгорания газа 8500 ккал/куб. м (35592,4 кДж/куб. м) с оговоркой - кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению. Далее в этих приказах указано, что в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от расчетной объемной теплоты сгорания перерасчет оптовой цены на газ (кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению) осуществляется по формуле: Цфакт = (Цуст x Qрн-факт) / Qрн-расчет, где Цуст - утвержденная в установленном порядке оптовая цена на газ, Qрн-факт - фактическая объемная теплота сгорания газа в ккал/куб. м (кДж/куб. м), Qрн-расчет - расчетная объемная теплота сгорания газа в ккал/куб. м (кДж/куб. м).
Исходя из содержания пункта 19 Временного положения и названных выше приказов ФСТ России об утверждении оптовой цены на газ, добываемый ОАО "ЯТЭК", корректировка (перерасчет) оптовой цены на газ, подлежащий реализации населению (после приобретения газа у ОАО "ЯТЭК" общество "Сахатранснефтегаз" реализует его часть населению), с учетом фактической объемной теплоты сгорания газа не производится.
По указанной причине доводы истца о необходимости включения в пункт 6.2 договора оговорки "(кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению)" являются обоснованными.
Доводы ответчика о том, что он продает истцу газ оптом, поэтому корректировка должна проводиться в отношении всего объема поставляемого газа, несостоятельны, так как в указанных выше Временном положении и приказах ФСТ России от 26.08.2014 в„– 209-э/3 и от 29.05.2015 в„– 190-э/3 речь идет о порядке корректировки именно оптовой цены на газ (в том числе для газа, подлежащего реализации населению), то есть цены, используемой в расчетах между поставщиком и покупателем при оптовой поставке газа. Исключение корректировки оптовой цены исходя из фактической объемной теплоты сгорания в отношении газа, реализуемого населению, обусловлено тем, что розничные цены на газ для населения устанавливаются без учета показателя объемной расчетной теплоты сгорания газа (пункт 14 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 27.10.2011 в„– 252-э/2), в связи с чем применение таких розничных цен, устанавливаемых с учетом указанной оптовой цены, не зависит от изменения фактической объемной теплоты сгорания газа.
Данные выводы относительно невозможности корректировки (пересмотра) оптовой цены на газ, подлежащий реализации населению, подтверждаются также и разъяснениями Федеральной антимонопольной службы (правопреемник в отношении полномочий упраздненной ФСТ России), изложенными ей в письменных объяснениях от 15.09.2015 в„– 09/49507/15, направленном в ответ на запрос суда первой инстанции.
С учетом изложенного являются ошибочными выводы судов об отклонении доводов истца применительно к пункту 4.12 договора о необходимости указания в акте поставки-приема газа как общего объема поставленного за расчетный период газа, так и объема газа, реализуемого покупателем населению (на основании сведений, предоставляемых покупателем поставщику в срок до 2-го числа месяца, следующего за расчетным). При этом в данном случае с учетом возражений ответчика и с целью обеспечения баланса интересов сторон в пункте 4.12 договора следует указать на то, что данные об объеме газа, реализуемого покупателем населению, включаются в акт поставки-приема газа на основании только документально подтвержденных сведений о соответствующих объемах газа.
При разрешении разногласий сторон относительно редакции пункта 6.2 договора суды также необоснованно не приняли доводы истца о необходимости включения в этот пункт условия о том, что при осуществлении расчетов и определении фактической оптовой цены на газ из установленной оптовой цены подлежит исключению тариф на транспортировку газа по принадлежащим АО "Сахатранснефтегаз" магистральным газопроводам.
В данном случае, как следует из приказов ФСТ России от 26.08.2014 в„– 209-э/3 и от 29.05.2015 в„– 190-э/3, вновь принятого приказа ФАС России от 08.06.2016 в„– 744/16, а также как установлено судами обеих инстанций и не оспаривается сторонами, утвержденная регулирующим органом (ранее - ФСТ России) для ОАО "ЯТЭК" оптовая цена на газ установлена на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта (принадлежащего АО "Сахатранснефтегаз") и включает в себя установленный для АО "Сахатранснефтегаз" тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам. Исходя из этого, поскольку истец приобретает газ на входе в принадлежащие ему системы магистрального газопроводного транспорта, он обоснованно ссылался на то, что при осуществлении между сторонами расчетов этот тариф подлежит исключению из установленной для ответчика оптовой цены на газ. Более того, в статье 1 договора, принятой судами в редакции истца, также указано, что ценой расчетов по договору является оптовая цена на добываемый ОАО "ЯТЭК" природный газ за минусом тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО "Сахатранснефтегаз".
В этой связи с учетом наличия разногласий сторон относительно редакции пункта 6.2 договора, предусматривающего правила определения фактической оптовой цены на газ (цены для осуществления расчетов по договору), судам следовало включить в него соответствующее условие.
Предлагая для включения в договор предложенную им редакцию пункта 4.12 договора, истец также просил изложить в нем условия о последствиях и порядке действий сторон в случае возникновения при подписании акта о поставке-приеме газа разногласий относительно объема газа, поставленного за расчетный период. В частности, истец просил указать условия о том, что в случае несогласия одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт поставки-приема газа, изложив особое мнение, при этом при наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд и до принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.
Указанное условие пункта 4.12 договора, предложенное истцом, полностью соответствует содержанию пункта 28 Правил поставки газа, и было необоснованно отклонено судами.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части пунктов 4.12 и 6.2 договора подлежат отмене. Указанные пункты договора следует принять в следующей редакции:
- пункт 4.12: "По окончании каждого месяца на основании показаний контрольно-измерительных приборов Поставщиком оформляется Акт поставки-приема газа за месяц по форме, указанной в приложении в„– 4 к настоящему договору. Акт оформляется в 2 (двух) экземплярах, в нем указывается:
1) количество (объем) поставленного-принятого газа за месяц с указанием в том числе количества (объема) газа, реализуемого Покупателем населению. При этом указание в акте объемов газа, реализуемых населению, производится на основании документально подтвержденных сведений о соответствующих объемах газа, которые предоставляются Покупателем Поставщику в срок до 2 (второго) числа месяца, следующего за отчетным;
2) фактическая низшая теплота сгорания газа.
Акт поставки-приема газа за месяц составляется, подписывается уполномоченным представителем Поставщика и в срок до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, предоставляется Покупателю. Со стороны Покупателя акт поставки-приема газа рассматривается и подписывается уполномоченным лицом в течение 5 рабочих дней после его получения. При этом в случае несогласия одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.";
- пункт 6.2: "Регулируемые оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа 1000 куб. м, приведенную к следующим условиям:
температура +20°C;
давление 101,325 кПа (760 мм рт. ст.);
влажность - 0%;
расчетная объемная теплота сгорания 8500 ккал/куб. м (35592,4 кДж/куб. м).
В случае отклонения месячной фактической объемной теплоты сгорания от расчетной объемной теплоты сгорания поставщиком производится перерасчет оптовой цены на газ (кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению) исходя из фактической теплоты сгорания по следующей формуле:
Цфакт = (Цуст x Qфакт) / Qрасчет,
где Цфакт - цена оптовая фактическая (цена для осуществления расчетов по договору), Цуст - утвержденная в установленном порядке оптовая цена на газ, Qфакт - фактическая объемная теплота сгорания газа в ккал/куб. м (кДж/куб. м), Qрасчет - расчетная объемная теплота сгорания газа в ккал/куб. м (кДж/куб. м).
На эту цену насчитывается налог на добавленную стоимость в размере, установленном Правительством Российской Федерации, который отражается в расчетном документе отдельной строкой.
На момент составления настоящего договора оптовая цена на газ, добываемый ОАО "ЯТЭК" (определяемая на выходе из системы магистральных газопроводов), составляет 2883,33 руб. за 1000 куб. м (без НДС). Оптовая цена на газ, добываемый ОАО "ЯТЭК", включает в себя тариф на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО "Сахатранснефтегаз", который на момент заключения настоящего договора составляет 1195,33 руб. за 1000 куб. м (без НДС). При осуществлении расчетов и определении фактической оптовой цены на газ из оптовой цены, определенной на выходе из системы магистральных газопроводов (Цуст), подлежит исключению тариф на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО "Сахатранснефтегаз".
При утверждении регулирующим органом новых оптовой цены на газ и тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам подлежат применению соответствующие вновь утвержденные оптовая цена и тариф на услуги по транспортировке.".
Разногласия сторон относительно пункта 10.1 договора касаются порядка разрешения возникающих между сторонами споров. Общество "ЯТЭК" в проекте договора указало на то, что все споры или разногласия, возникающие между сторонами, разрешаются путем переговоров. Общество "Сахатранснефтегаз" просило изложить этот пункт в редакции, предусматривающей обязательный претензионный порядок урегулирования споров.
По результатам рассмотрения разногласий в этой части суд первой инстанции принял указанный пункт договора в редакции АО "Сахатранснефтегаз".
Апелляционный суд решение суда первой инстанции в этой части изменил и изложил данный пункт в редакции ответчика.
Суд кассационной инстанции полагает выводы апелляционного суда относительно разногласий по этому пункту договора правильными, поскольку законодательством, действовавшим как на момент принятия решения суда первой инстанции (23.09.2015), так и на момент принятия постановления апелляционного суда (21.03.2016), не было предусмотрено требований о необходимости установления в договоре поставки газа и соблюдения при возникновении споров, связанных с таким договором, обязательного претензионного порядка урегулирования споров. В этой связи суд правомерно принял данный пункт договора в редакции ОАО "ЯТЭК", соответствующей общепринятой практике добровольного урегулирования споров.
Доводы истца о том, что при рассмотрении дела апелляционный суд вышел за пределы апелляционных жалоб сторон, являются необоснованными и подлежат отклонению. В данном случае при повторном рассмотрении дела апелляционный суд проверил законность и обоснованность обжалуемого решения только в части тех пунктов договора, которые были указаны сторонами в поданных жалобах, при этом, изменяя решение и излагая его резолютивную часть в новой редакции, апелляционный суд изложил остальные пункты договора в той же редакции, что и была принята судом первой инстанции.
Таким образом, на основании изложенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в указанной выше части подлежат отмене с изложением соответствующих пунктов договора в иной редакции. При этом суд считает необходимым отметить, что при рассмотрении спора об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе как принять редакцию спорных условий договора, предложенную той или иной стороной, так и изложить данные условия в другой редакции, отличающейся от предложенной сторонами.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 в„– 46, понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2015 года по делу в„– А58-1145/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 года по тому же делу в части урегулирования разногласий по пунктам 4.1, 4.11, 4.12 и 6.2 договора оптовой поставки газа от 05.12.2014 в„– 2194/06-14 отменить.
Принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Принять пункты 4.1, 4.11, 4.12 и 6.2 договора оптовой поставки газа от 05.12.2014 в„– 2194/06-14 в следующей редакции:
Пункт 4.1: "Учет объема газа, поставляемого покупателю, осуществляется узлами учета газа поставщика в соответствии с требованиями действующих стандартов, нормативно-технической документации и Правил учета газа, установленными на:
- "0" км УКПГ-1 Средневилюйского ГКМ (п. Кысыл-Сыр Вилюйского района);
- "0" км УКПГ-2 Средневилюйского ГКМ (п. Кысыл-Сыр Вилюйского района);
- линии подачи газа на пос. Кысыл-Сыр (выход с АГРС УКПГ-1 Средневилюйского ГКМ);
- "0" км УКПГ-2 Мастахского ГКМ (п. Мастах Кобяйского улуса);
- линии подачи газа на собственные нужды УГПГ Мастахского ГКМ (выход с АГРС УКПГ Мастахского ГКМ).
Узлы учета газа оснащены электронными корректорами, которые поддерживают обмен данными с локальным компьютером или принтером, что позволяет обеспечивать распечатку измеряемых параметров газа на бумажном носителе.
При неисправности или отсутствии узлов учета газа у поставщика объем переданного газа учитывается по узлам учета газа покупателя, установленным на границе балансовой принадлежности между поставщиком и покупателем и введенным в эксплуатацию в установленном порядке.";
Пункт 4.11: "Снятие показаний узлов учета газа за расчетный период осуществляется ежесуточно с участием представителей поставщика и покупателя. Снятие показаний узлов учета газа может производиться: на месте установки этих узлов (с лицевой панели электронного корректора); дистанционно через компьютер.
Стороны составляют протокол (Акт) о снятии показаний учетных параметров и производят их распечатку на бумажном носителе, которые вручаются представителю покупателя.
Протокол (Акт) составляется по форме, приведенной в Приложении в„– 2 к настоящему договору, являющегося неотъемлемой частью договора, по каждому узлу учета газа поставщика, указанных в п. 4.1 настоящего договора, и должен содержать следующие данные по каждому узлу учета газа поставщика:
- место установки узла учета газа;
- дату и метод снятия показаний узла учета газа (дистанционно, на месте установки этого узла);
- разборчиво указанные фамилия, а также подписи лиц, подписавших протокол (Акт) о снятии показаний узла учета газа;
Протокол (акт) является документом, отражающим ежесуточные данные учетных параметров установленных узлов учета газа.
Покупатель в письменном виде предоставляет полномочия лицам, правомочным на снятие показаний узлов учета газа и на подписание Протокола (Акта).
При неявке надлежаще уполномоченного представителя покупателя для снятия показаний узла учета газа и в случае неподписания протокола (Акта) о снятии показаний узла учета газа за расчетный период, поставщик составляет протокол (Акт) в одностороннем порядке, о чем в протоколе (Акте) делается соответствующая запись. В этом случае протокол (Акт) о снятии показаний узла учета газа за расчетный период считается действительным за подписью поставщика. Экземпляр протокола (Акта), составленного в одностороннем порядке, предоставляется покупателю в течение одного дня с момента составления.";
Пункт 4.12: "По окончании каждого месяца на основании показаний контрольно-измерительных приборов Поставщиком оформляется Акт поставки-приема газа за месяц по форме, указанной в приложении в„– 4 к настоящему договору. Акт оформляется в 2 (двух) экземплярах, в нем указывается:
1) количество (объем) поставленного-принятого газа за месяц с указанием в том числе количества (объема) газа, реализуемого Покупателем населению. При этом указание в акте объемов газа, реализуемых населению, производится на основании документально подтвержденных сведений о соответствующих объемах газа, которые предоставляются Покупателем Поставщику в срок до 2 (второго) числа месяца, следующего за отчетным;
2) фактическая низшая теплота сгорания газа.
Акт поставки-приема газа за месяц составляется, подписывается уполномоченным представителем Поставщика и в срок до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, предоставляется Покупателю. Со стороны Покупателя акт поставки-приема газа рассматривается и подписывается уполномоченным лицом в течение 5 рабочих дней после его получения. При этом в случае несогласия одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.".
Пункт 6.2: "Регулируемые оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа 1000 куб. м, приведенную к следующим условиям:
температура +20°C;
давление 101,325 кПа (760 мм рт. ст.);
влажность - 0%;
расчетная объемная теплота сгорания 8500 ккал/куб. м (35592,4 кДж/куб. м).
В случае отклонения месячной фактической объемной теплоты сгорания от расчетной объемной теплоты сгорания поставщиком производится перерасчет оптовой цены на газ (кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению) исходя из фактической теплоты сгорания по следующей формуле:
Цфакт = (Цуст x Qфакт) / Qрасчет,
где Цфакт - цена оптовая фактическая (цена для осуществления расчетов по договору), Цуст - утвержденная в установленном порядке оптовая цена на газ, Qфакт - фактическая объемная теплота сгорания газа в ккал/куб. м (кДж/куб. м), Qрасчет - расчетная объемная теплота сгорания газа в ккал/куб. м (кДж/куб. м).
На эту цену насчитывается налог на добавленную стоимость в размере, установленном Правительством Российской Федерации, который отражается в расчетном документе отдельной строкой.
На момент составления настоящего договора оптовая цена на газ, добываемый ОАО "ЯТЭК" (определяемая на выходе из системы магистральных газопроводов), составляет 2883,33 руб. за 1000 куб. м (без НДС). Оптовая цена на газ, добываемый ОАО "ЯТЭК", включает в себя тариф на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО "Сахатранснефтегаз", который на момент заключения настоящего договора составляет 1195,33 руб. за 1000 куб. м (без НДС). При осуществлении расчетов и определении фактической оптовой цены на газ из оптовой цены, определенной на выходе из системы магистральных газопроводов (Цуст), подлежит исключению тариф на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО "Сахатранснефтегаз".
При утверждении регулирующим органом новых оптовой цены на газ и тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам подлежат применению соответствующие вновь утвержденные оптовая цена и тариф на услуги по транспортировке.".
В части урегулирования разногласий по пункту 10.1 договора оптовой поставки газа от 05.12.2014 в„– 2194/06-14 оставить постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 года по делу в„– А58-1145/2015 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания (ОГРН 1021401062187, ИНН 1435032049) в пользу акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Б.КАЧУКОВ

Судьи
В.Д.ЗАГВОЗДИН
Н.В.ПЛАТОВ


------------------------------------------------------------------