Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.09.2016 N Ф02-4602/2016 по делу N А10-6927/2015
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Оспариваемым решением уполномоченному органу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку спорный земельный участок расположен в границах национального парка, земли которого находятся в федеральной собственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уполномоченный орган не представил документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. по делу в„– А10-6927/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области - Нечаевой Т.В. (доверенность от 09.03.2016 в„– 5137742/6),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2016 года по делу в„– А10-6927/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия, Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, выраженного в письме в„– 03/015/037/2015-1022 от 31.07.2015, возложении обязанности зарегистрировать право собственности Иркутской области на земельный участок с кадастровым номером 03:20:010111:6, площадью 1385 кв. м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, ул. Вересова 46.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия и федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2016 года решение суда от 02 февраля 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права - статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 137-ФЗ), статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав); просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Республике Бурятия считает ее доводы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, с 13.09.2000 Иркутская область является собственником здания базы отдыха с кадастровым номером 03:20:000000:2237, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, ул. Вересова 46.
Здание расположено на находящемся по тому же адресу земельном участке с кадастровым номером 03:20:010111:6, площадью 1385 кв. м, с видом разрешенного использования под базу отдыха, земли населенных пунктов.
18.06.2015 Министерство обратилось в Управление Росреестра по Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:20:010111:6.
18.06.2015 уведомлением в„– 03/015/037/2015-1022 государственная регистрация права по указанному заявлению приостановлена до 31.07.2015.
Решением Управления в„– 03/015/037/2015-1022 от 31.07.2015 в государственной регистрации права собственности отказано.
Основанием отказа послужила статья 20 Закона о государственной регистрации прав; решение об отказе в государственной регистрации мотивировано тем, что спорный земельный участок расположен в границах национального парка "Тункинский", земли которого находятся в федеральной собственности. Управление также указало, что земли национального парка "Тункинский" считаются разграниченными в силу закона независимо от наличия записи о праве собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности Иркутской области на земельный участок не возникло.
Суды двух инстанций, отказывая Министерству в удовлетворении требования о признании незаконным вышеназванного решения Управления Росреестра по Республике Бурятия, исходили из того, что Министерство не представило документы, необходимые для государственной регистрации права собственности Иркутской области на спорный земельный участок.
Выводы судов двух инстанций основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Министерство, обращаясь за государственной регистрацией права собственности Иркутской области на земельный участок, не представило доказательств, свидетельствующих о возникновении права собственности Иркутской области на этот земельный участок; в свою очередь, обстоятельства, указанные в оспариваемом решении Управления и подтвержденные судами двух инстанций, свидетельствуют о нахождении данного земельного участка в собственности Российской Федерации.
Названное усматривается из следующего.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 в„– 282 в Бурятской ССР создан национальный парк "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР, общей площадью 1183662 гектара; в пользование парку предоставлены 1020152 гектара земель государственного лесного фонда Тункинского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР и 4769 гектаров земель государственного запаса, включено в состав национального парка "Тункинский" 150836 гектаров земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 3628 гектаров земель населенных пунктов и 4277 гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Совету Министров Бурятской ССР поручено совместно с Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами уточнить границы национального парка.
В соответствии с постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 в„– 353 государственный природный национальный парк "Тункинский" создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР.
Следовательно, как правильно признали суды, все земли в границах Тункинского района Республики Бурятия относятся к землям особо охраняемых природных территорий, находящимся в федеральной собственности.
Из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 03:20:010111:6 расположен по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, ул. Вересова 46, то есть в границах Тункинского района Республики Бурятия.
Суды в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также оценили схему организации и развития Тункинского национального природного парка, из которой следует, что границы национального парка совпадают с границами муниципального района, и положение о национальном парке "Тункинский", согласно которому поселение Аршан расположено в одной из функциональных зон национального парка.
В судебных актах содержатся верные выводы о правовом статусе земель национального парка.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33 "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон в„– 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление в„– 3020-1) и раздела 1 приложения в„– 1 к нему охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, правильными являются утверждения судов о том, что поскольку спорный земельный участок находится в границах природного национального парка "Тункинский", земли которого в силу приведенного выше законодательства являются федеральной собственностью, право собственности Иркутской области на этот земельный участок не возникло.
Довод кассационной жалобы Министерства о том, что им был представлен на государственную регистрацию права полный перечень документов, предусмотренный Перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404, противоречит материалам дела.
К заявлению о государственной регистрации права собственности на земельный участок Министерство приложило доверенность от 17.06.2015; документы, подтверждающие возникновение права собственности Иркутской области на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, ул. Вересова, д. 46, представлены не были.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что здание базы отдыха находится в собственности Иркутской области, а, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 03:20:010111:6 согласно статье 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ относится к государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Между тем, как правильно было указано в оспариваемом решении и подтверждено судами, право собственности Иркутской области на земельный участок не возникло в силу данного основания.
Положения пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ устанавливают, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Однако к рассматриваемым правоотношениям данные положения не применимы, поскольку, как правильно признали суды, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу Федерального закона в„– 33-ФЗ, в связи с чем право собственности в порядке, установленном Федеральным законом в„– 137-ФЗ, разграничено быть не могло.
Как было указано выше, в силу статьи 12 Федерального закона в„– 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения; Постановлением в„– 3020-1 национальные природные парки отнесены исключительно к федеральной собственности.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в частности, Министерство не согласно с оценкой судами вышеназванных доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок входит в территорию национального парка "Тункинский".
Между тем суды с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к правильным выводам о том, что границы национального парка "Тункинский" совпадают с границами Тункинского муниципального района, на территории которого расположен земельный участок под базой отдыха. Переоценка данных выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2016 года по делу в„– А10-6927/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------