Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.09.2016 N Ф02-4273/2016, Ф02-4275/2016 по делу N А78-10531/2015
Требование: О взыскании задолженности за оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Обстоятельства: Истец ссылается на неоплату ответчиком оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания истцом услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен, доказательств погашения долга ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Забайкальского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. по делу в„– А78-10531/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2016 года
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Платова Н.В.,
судей Клепиковой М.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 февраля 2016 года по делу в„– А78-10531/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Галицкая А.А.; апелляционный суд: Бушуева Е.М., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (ОГРН 1037000103513, ИНН 7017065961, г. Томск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, г. Москва; далее - министерство), федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, г. Чита; далее - учреждение) о взыскании с учреждения, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации за счет ее казны в лице главного распорядителя министерства 436 824 рублей 55 копеек задолженности за оказанные в период с 01.10.2013 по 31.05.2015 услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, 6, квартиры в„– 1, 10, 15, 25, 30, 36, 40, 56, 61, 66, 70, 71, 75, 76, 80, 81, 85.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 февраля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2016 года, иск удовлетворен.
В кассационных жалобах учреждение и министерство просили отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Учреждение указало на неправильное применение судами статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По утверждению заявителя кассационной жалобы, учреждение не является собственником помещений в многоквартирном доме, в связи с чем не несет бремя содержания имущества.
Как указало министерство, оно не является ответственным лицом по оплате расходов на содержание имущества в отсутствие договорных отношений с обществом, в связи с чем суды неправомерно привлекли его к субсидиарной ответственности.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
Министерство и учреждение ходатайствовали о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие их представителей.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (уведомление в„– 66402501041678), однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в г. Томске по ул. Высоцкого, 6 (квартиры: в„– 1, в„– 10, в„– 15, в„– 25, в„– 30, в„– 36, в„– 40, в„– 56, в„– 61, в„– 66, в„– 70, в„– 71, в„– 75, в„– 76, в„– 80, в„– 81, в„– 85) принадлежат министерству на праве собственности и переданы в оперативное управление учреждению. На общем собрании собственников помещений жилого дома 20.10.2010 способом управления многоквартирным домом выбрано непосредственное управление, обслуживающей организацией по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома избрано общество.
Ссылаясь на неоплату оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемые судебные акты, со ссылкой на статьи 120, 210, 249, 296 ГК РФ, статьи 36, 37, 39, 44, 155, 156, 158, 161, 161.1, 162, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункты 2, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), суды исходили из обязанности владеющего на праве оперативного управления помещениями учреждения оплачивать обслуживающей организации услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 210 ГК РФ, части 1 статьи 39 ЖК РФ обладатели права оперативного управления несут бремя содержания принадлежащего им имущества (коммунальные услуги) и бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Из положений статей 214 и 296 ГК РФ следует, что лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности. В силу положений статей 210, 249, 296 ГК РФ, статей 36, 37, 39 ЖК РФ в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и законные владельцы жилых и нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о несении учреждением бремени содержания принадлежащих ему на праве оперативного управления квартир в жилом доме.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали доказанным факт оказания истцом услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Доказательства оплаты оказанных истцом услуг в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Принимая во внимание пункт 2 статьи 120 ГК РФ, статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 в„– 1082, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", суды правомерно привлекли к субсидиарной ответственности Российскую Федерацию в лице министерства.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что бремя содержания жилых помещений несут не собственник и не главный распорядитель бюджетных средств, а лица, которым имущество передано в пользование, не принимаются, поскольку ответчики несут бремя содержания имущества в силу закона как собственник и законный владелец, доказательств возложения таких обязательств на иных лиц материалы дела не содержат.
Отклоняется довод министерства о невозможности взыскания задолженности за оказанные услуги в связи с отсутствием договорных отношений с истцом, поскольку по смыслу статьи 164 ЖК РФ отсутствие договорных отношений с обслуживающей организацией, осуществляющей содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на основании выбора ее на общем собрании собственников помещений, не освобождает законного владельца помещений в указанном доме от несения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, арбитражный суд округа не установил.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В связи с предоставлением учреждению отсрочки уплаты государственной пошлины на основании статьи 110 АПК Российской Федерации государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 3 000 рублей взыскивается с учреждения в доход федерального бюджета.
С учетом пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 февраля 2016 года по делу в„– А78-10531/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ПЛАТОВ

Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
А.Н.ЛЕВОШКО


------------------------------------------------------------------