Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.11.2016 N Ф02-6633/2016 по делу N А19-2341/2014
Требование: О взыскании убытков, понесенных в связи с обеспечением инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Обстоятельства: По мнению органа местного самоуправления, спорные расходы не относятся к расходным обязательствам муниципального образования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку приобретение спорных жилых помещений относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2016 г. по делу в„– А19-2341/2014

Резолютивная часть объявлена 17 ноября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Рудых А.И.,
судей: Звечаровской Т.А., Качукова С.Б.,
при участии в открытом судебном заседании представителей: Министерства финансов Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность от 28.12.2015), администрации города Иркутска - Ушаренко А.М. (доверенность от 23.09.2016),
рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2016 года по делу в„– А19-2341/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Грибещенко Г.Н., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Бушуева Е.М., Капустина Л.В.),

установил:

администрация города Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 5 664 642 рубля убытков, понесенных в связи с обеспечением инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области суда от 29 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2015 года, исковые требования администрации города Иркутска удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взысканы в пользу администрации города Иркутска расходы в сумме 5 664 642 рублей, понесенные в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями. Требования к Министерству финансов Иркутской области оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2015 года принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования уточнены, заявлено о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области в пользу администрации города Иркутска расходов в сумме 5 664 642 рублей, понесенных в связи с льготным обеспечением инвалидов жилыми помещениями, заявлено об отказе от требований о взыскании расходов с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2016 года, уточненные требования удовлетворены, производство по требованию в части взыскания расходов с Российской Федерации прекращено в связи с принятием судом отказа истца от требований в этой части.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 20, 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ), подпункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ), Федеральный закон от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ) и мотивированы тем, что предоставление жилых помещений нуждающимся лицам, вставшим на учет после 01 января 2005 года, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, поэтому требования подлежат удовлетворению за счет средств Иркутской области.
Министерство финансов Иркутской области в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразила, ссылаясь на их несостоятельность и законность судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), отзывы на кассационную жалобу не представили, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представители администрации и министерства финансов поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании решений Кировского районного суда г. Иркутска от 09.07.2012 по делу в„– 2-2158/2012, от 07.11.2011 по делу в„– 2-4773/2011, от 22.09.2011 по делу в„– 2-3670/2011 и от 12.05.2011 по делу в„– 2-2057/2011 на администрацию города Иркутска была возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенные жилые помещения Богданову С.П., Ворошилову А.В., Лузгиной Н.Т. и Навроцкому В.А. (соответственно), являющимся инвалидами с диагнозами, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - постановление Правительства Российской Федерации в„– 378).
Во исполнение указанных решений на основании муниципальных контрактов от 22.12.2011 в„– 010-64-2102/1, от 22.06.2012 в„– 010-64-901/12, от 25.07.2012 в„– 010-64-1050/2 и от 14.09.2012 в„– 010-64-001322/2, заключенных по результатам проведения открытых аукционов, администрация приобрела за счет средств местного бюджета соответствующие жилые помещения и предоставила их по договорам социального найма названным выше лицам. Общая сумма расходов администрации на приобретение жилых помещений составила 5 664 642 рубля.
Ссылаясь на то, что указанные расходы, понесенные в связи с исполнением судебных актов, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования за счет средств Иркутской области, суды исходили из того, что приобретение спорных жилых помещений для лиц, вставших на учет после 01 января 2005 года, страдающих заболеваниями, включенными в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относится к расходным обязательством названного субъекта Российской Федерации.
Выводы судов законны и обоснованы в силу следующего.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации в„– 378, лица, с кодом заболевания А15-А19 и F00-F99, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьей 17 и статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01.09.2015 в„– 9-КГ-15-13, от 29.01.2016 в„– 303-ЭС15-12721, от 11.11.2016 в„– 309-ЭС16-8490 установление лица, к чьим расходным обязательствам относится компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жилья инвалидов, имеющих право на его внеочередное получение, производится с учетом конкретных обстоятельств дела и действующих в спорный период норм федерального и регионального законодательства.
Постановлением Правительства Иркутской области от 08.09.2011 в„– 265-пп утверждено Положение о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета. Богданов С.П., Ворошилов А.В., Лузгина Н.Т. и Навроцкий В.А. к таким категориям относятся.
Судами также установлено, что выделенные Иркутской области в 2011 - 2013 годах средства субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные в федеральном бюджете, были распределены в полном объеме, возвратов средств субвенций в федеральный бюджет не было, при этом понесенные истцом расходы по предоставлению жилых помещений инвалидов не возмещены.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и заявителем кассационной жалобы не оспариваются.
Следовательно, выводы судов о том, что понесенные в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями вышеуказанных граждан расходы администрации города Иркутска подлежат финансированию за счет Иркутской области и требования истца подлежат удовлетворению, обоснованы.
Данные выводы не противоречат приведенным выше нормам материального права и разъяснениям по их применению, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами соблюдены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, кассационным судом не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2016 года по делу в„– А19-2341/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.РУДЫХ

Судьи
Т.А.ЗВЕЧАРОВСКАЯ
С.Б.КАЧУКОВ


------------------------------------------------------------------