Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.12.2016 N Ф02-6574/2016 по делу N А10-7129/2015
Требование: О признании незаконным и отмене решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества на основании абзацев 10, 13 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав с указанием на то, что обществом не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявленные к государственной регистрации кабельно-воздушные линии электропередачи не превышают напряжение 10 киловольт, в связи с чем выдача разрешения на строительство указанных сетей не требовалась.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. по делу в„– А10-7129/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Чупрова А.И., Юшкарева И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Борголовой Г.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Гармаевой А.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Бурдуковской Е.И. (доверенность от 24.02.2016 в„– 58); общества с ограниченной ответственностью "Промэнерго" Разуваевой Ю.П. (доверенность от 16.11.2016),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2016 года по делу в„– А10-7129/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д-С., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Ткаченко Э.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промэнерго" (ОГРН 1110327004369, ИНН 0326497885, г. Улан-Удэ, далее - ООО "Промэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) от 21.09.2015 в„– 03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, ул. Борсоева.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2016 года, заявленные требования удовлетворены. На Управление Росреестра возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на упомянутый объект недвижимого имущества.
Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), статей 23, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление в„– 1300), части 6 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что у общества отсутствуют права на земельные участки, на которых расположен заявленный к регистрации объект недвижимости; публичные сервитуты установлены в отношении не всех земельных участков; в отношении размещения воздушно-кабельной линии электропередач установление публичных сервитутов земельным законодательством не предусмотрено; Постановление в„– 1300 не подлежит применению, поскольку спорное сооружение является объектом капитального строительства, у общества отсутствует разрешение уполномоченного органа на использование земельного участка; заявленный к регистрации объект недвижимости нельзя было возвести без разрешения на строительство.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Промэнерго" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Управления Росреестра и ООО "Промэнерго" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 23 ноября 2016 года до 30 ноября 2016 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.05.2015 ООО "Промэнерго" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект - сооружение, кадастровый номер 03:24:000000:63434, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, улица Иволгинская, улица Борсоева, протяженностью 4 507 метров.
Сообщением от 21.09.2015 в„– 03/015/003/2015-3105 Управление Росреестра отказало ООО "Промэнерго" в государственной регистрации права на названный объект недвижимого имущества на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, указав на то, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а также ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
ООО "Промэнерго", полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ регистрирующего органа противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
Из положений статей 25, 25.3 Закона о государственной регистрации прав следует, что основанием для государственной регистрации права на объект недвижимости являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (если необходимо разрешение на строительство) либо декларация об объекте недвижимого имущества (если разрешение на строительство не требуется).
Заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности на созданный объект недвижимого имущества на основании пункта 1 статьи 25.3 Закона о регистрации, то есть в случае, когда для строительства объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство.
В сообщении регистрирующего органа от 21.09.2015 в„– 03/015/003/2015-3105 об отказе в государственной регистрации права собственности указано на то, что линейное сооружение является объектом капитального строительства (объектом недвижимого имущества) и для его строительства необходимо получение разрешения на строительство, которое в данном случае не выдавалось; а также на непредставление документов, подтверждающих право на земельные участки, на которых расположено данное сооружение, поскольку наличие публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:010944:390, 03:24:000000:51112, 03:24:000000:47902 не предоставляет право возводить объекты капитального строительства; сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:011101:1967 и 03:24:01101:12 в Едином государственном реестре прав отсутствуют.
Принимая во внимание положения статей 1, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что рассматриваемые электрические сети представляют собой кабельно-воздушные линии напряжением 10 киловольт, построены они для обеспечения электрической энергией сапоговаляльной фабрики ООО "Производственное объединение "Наран", строительство указанного сооружения осуществлено как объекта вспомогательного использования; представление разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию на рассматриваемое сооружение не требуется.
Пунктом 5 части 5 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия от 10.09.2007 в„– 2425-III (в редакции Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 в„– 386-V), подлежащего применению во взаимосвязи и в исполнение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных, кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 10 киловольт включительно.
Учитывая, что в настоящем случае заявленные к государственной регистрации кабельно-воздушные линии электропередачи не превышают напряжение 10 киловольт, суды пришли к правильному выводу о том, что выдача разрешения на строительство указанных сетей не требовалась.
Названное также подтверждается сообщением Комитета по строительству администрации г. Улан-Удэ - органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, на ввод объектов в эксплуатацию на территории г. Улан-Удэ, которым был дан ответ об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство спорной линии электропередачи в связи с тем, что данное сооружение является объектом вспомогательного назначения.
Вместе с тем, как установлено судами и не оспаривается регистрирующим органом, заявителем на регистрацию была представлена декларация об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 в„– 447.
Оценивая доводы Управления Росреестра о непредставлении документов, подтверждающих, права на земельные участки, на которых расположены рассматриваемые сооружения, суды установили, что по сведениям Государственного кадастра недвижимости сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:011201:21, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:000000:51112. На земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:54803 представлен договор аренды от 30.10.2013 в„– 222; из земельного участка кадастровым номером 03:24:011201:21 выделен земельный участок с кадастровым номером 03:24:011201:286, на который представлен договор аренды от 20.05.2015 со сроком до 20.08.2015; в соответствии с постановлениями администрации г. Улан-Удэ от 09.02.2015 в„– 27, 28, 29, 30, 32 на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:000000:51112, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:010944:390, 03:24:011101:12 установлены постоянные публичные сервитуты для обеспечения интересов местного населения для ремонта и обслуживания инженерных сетей; в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:010944:10 представлено уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2). Могут устанавливаться публичные сервитуты для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (подпункт 2 пункта 3).
Постановлением в„– 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в пункт 5 которого включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, исходя из анализа приведенного правового регулирования, с учетом установленных фактических обстоятельств по данному конкретному делу, суды обоснованно признали, что частичное размещение воздушных линий ЛЭП на указанных земельных участках возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Установив, что обществом на государственную регистрацию права представлены все необходимые предусмотренные пунктом 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав документы, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2016 года по делу в„– А10-7129/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
И.Ю.ЮШКАРЕВ


------------------------------------------------------------------