Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2016 N Ф02-3068/2016 по делу N А33-5068/2015
Требование: О взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что поставленная электрическая энергия ответчиком оплачена не была.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не исследованы и не установлены обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о том, кто в спорный период являлся исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов и, соответственно, лицом, обязанным оплатить истцу поставленный коммунальный ресурс.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. по делу в„– А33-5068/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 июля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Качукова С.Б.,
судей Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания и обеспечении использования систем видеоконференц-связи помощником судьи Огородниковым С.С.
при участии в заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края представителей общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сектор" Ду-бао-сян М.А. и Демидовой Н.И. (доверенности от 01.01.2016 и от 01.06.2016 соответственно), представителя публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" Балабан А.В. (доверенность от 08.10.2015 в„– 41) и представителя товарищества собственников жилья "Солнечный" Галимовой К.Е. (доверенность от 20.06.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сектор" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 декабря 2015 года по делу в„– А33-5068/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Михайлова Т.В.; апелляционный суд: судьи Бабенко А.Н., Петровская О.В. и Споткай Л.Е.),

установил:

публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, ИНН 2466132221, место нахождения: г. Красноярск, далее также - ПАО "Красноярскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к товариществу собственников жилья "Солнечный" (ОГРН 1082450000566, ИНН 2450024647, место нахождения: г. Канск Красноярского края, далее также - ТСЖ "Солнечный", товарищество) и обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный сектор" (ОГРН 1132450001034, ИНН 2450029927, место нахождения: г. Канск Красноярского края, далее также - ООО "Жилищный сектор", общество) о взыскании 508 841 рубля 10 копеек задолженности за поставленную электрическую энергию за январь 2015 года.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года, с ООО "Жилищный сектор" в пользу истца взыскана указанная выше сумма задолженности.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Жилищный сектор" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить.
В обоснование доводов жалобы ООО "Жилищный сектор" сослалось на ошибочность выводов судов, признавших его исполнителем коммунальных услуг в отношении собственников помещений спорных многоквартирных домов и, соответственно, лицом, обязанным оплатить истцу поставленный коммунальный ресурс. По мнению общества, в данной ситуации оно не могло быть признано таковым, поскольку по условиям договора управления от 31.10.2014 в„– 2 товарищество передало ему лишь часть функций управления домами (без передачи полномочия по предоставлению собственникам коммунальной услуги по электроснабжению), договор энергоснабжения в отношении спорных домов общество с истцом не заключало и в фактические отношения по энергоснабжению этих домов не вступало, при этом соответствующие фактические отношения по энергоснабжению в спорный период продолжали сохраняться между истцом и непосредственно ТСЖ "Солнечное", которое и предоставляло собственникам коммунальную услугу.
В судебном заседании представители ООО "Жилищный сектор" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ПАО "Красноярскэнергосбыт" в представленном отзыве и в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов ответчика, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель ТСЖ "Солнечный" поддержал позицию ответчика.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21 июня 2016 года судом был объявлен перерыв до 27 июня 2016 года, информация о чем размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).
После окончания перерыва 27 июня 2016 года судебное заседание продолжено.
Представители сторон поддержали ранее изложенные доводы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в управлении ТСЖ "Солнечный" находится ряд многоквартирных домов г. Канска Красноярского края.
На основании договора управления от 31.10.2014 в„– 2 ТСЖ "Солнечный" привлекло для целей осуществления деятельности по управлению этими домами ООО "Жилищный сектор" (управляющую организацию).
В январе 2015 года ПАО "Красноярскэнергосбыт" (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного договора энергоснабжения поставило в указанные многоквартирные дома электрическую энергию в объеме 342 476 кВт/ч на общую сумму 508 841 рубль 10 копеек.
В связи с тем, что поставленная электрическая энергия оплачена не была, ПАО "Красноярскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя предъявленный иск за счет ООО "Жилищный сектор", суд первой инстанции и поддержавший его апелляционный суд руководствовались статьями 307, 309, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 157, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что с момента заключения договора управления от 31.10.2014 в„– 2 исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным оплатить истцу поставленный коммунальный ресурс, является названное общество как управляющая организация.
Между тем, делая указанные выводы, суды не учли следующее.
В рассматриваемом случае определяющее значение для установления лица, обязанного оплатить истцу (ресурсоснабжающей организации) поставленную в многоквартирные дома электрическую энергию, имеет правильное разрешение вопроса о том, кто являлся в спорный период исполнителем коммунальных услуг в отношении этих домов, так как именно исполнитель является лицом, предоставляющим коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах (потребителям) и лицом, обязанным производить расчеты с ресурсоснабжающей организацией за поставленные ею для этих целей коммунальные ресурсы. Статус исполнителя коммунальных услуг предполагает как наличие права требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей, так и наличие обязанности производить оплату поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктами 8, 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее также - Правила в„– 354), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил, в том числе управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно пункту 14 Правил в„– 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 15 Правил в„– 354 предусмотрено, что товарищество собственников жилья или жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил в„– 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Из положений указанных норм следует, что по общему правилу управляющая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с ресурсоснабжающей организацией. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья (если договор управления с управляющей организацией был заключен органами управления товарищества собственников жилья и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или ресурсоснабжающая организация.
Порядок заключения управляющей и ресурсоснабжающей организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 в„– 124.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил в„– 354.
Соответствующие разъяснения изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос в„– 9).
Таким образом, при отсутствии заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями договора о приобретении коммунального ресурса отношения между ними могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом, а управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг при установлении в том числе следующих обстоятельств: управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
По указанной причине вывод судов о том, что наличие у ООО "Жилищный сектор" статуса исполнителя коммунальных услуг обусловлено исключительно (независимо от иных обстоятельств) его статусом управляющей организации и связано только с фактом заключения с ним договора управления, не соответствует приведенным выше нормам Правил в„– 354 и разъяснениям и является неверным.
Как установлено судами, в спорный период между ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "Жилищный сектор" договор энергоснабжения в отношении спорных многоквартирных домов отсутствовал. При этом в ходе рассмотрения дела ООО "Жилищный сектор" и ТСЖ "Солнечный" указывали на то, что именно товарищество выставляло собственникам помещений в многоквартирных домах квитанции на оплату коммунальных услуг (соответствующие квитанции представлены в материалы дела), на то, что собственники помещений осуществляли оплату предоставленных коммунальных услуг товариществу, для чего последним был открыт в банке расчетный счет, а также на то, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" выставляло счета на оплату поставленных коммунальных ресурсов непосредственно товариществу. Соответствующие пояснения были изложены представителями общества и товарищества и в суде кассационной инстанции.
Между тем в нарушение части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами указанные обстоятельства не признаны имеющими юридическое значение для разрешения спора, не включены в предмет судебного исследования и не проверены, в связи с чем вывод судов о том, что ООО "Жилищный сектор" являлось в спорный период исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов нельзя признать достаточно обоснованным.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и установить обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о том, кто в спорный период являлся исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов и, соответственно, лицом, обязанным оплатить истцу поставленный коммунальный ресурс. По результатам рассмотрения дела суду также следует распределить между сторонами понесенные ответчиком расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 декабря 2015 года по делу в„– А33-5068/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Б.КАЧУКОВ

Судьи
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Н.Н.ТЮТРИНА


------------------------------------------------------------------