Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.07.2016 N Ф02-3455/2016 по делу N А33-23925/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольным органом установлено, что один из пунктов распоряжения содержит условие о том, что муниципальная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем орган местного самоуправления нарушил п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку органом местного самоуправления не указана конкретная норма закона, разрешающая установить в качестве условия финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства их регистрацию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. по делу в„– А33-23925/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Шелега Д.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Крицкая И.П., помощник судьи Ховякова О.В.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2016 года по делу в„– А33-23925/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чурилина Е.М., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),

установил:

администрация города Красноярска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 30.09.2015 в„– 295-15-15.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрацией на судебные акты подана кассационная жалоба.
По мнению администрации, вывод судов о нарушении ею законодательства при установлении круга лиц, имеющих право на получение субсидии, сделан без указания на конкретные правовые нормы; по смыслу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" (далее - Федеральный закон в„– 209-ФЗ), муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске" (утв. постановлением администрации от 14.11.2014 в„– 748), Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста" (утв. постановлением администрации от 11.04.2014 в„– 204) администрации предоставлено право по установлению территориального критерия предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - наличие регистрации в городе Красноярске.
Администрация также указывает на необоснованное отклонение судами правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу в„– А57-22507/2014.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что антимонопольным органом в пределах его полномочий по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства проведен анализ Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, утвержденного распоряжением администрации от 02.09.2014 в„– 288-р (далее - Административный регламент).
Антимонопольным органом установлено, что пункт 2 Административного регламента содержит условие о том, что муниципальная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным к субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным на территории города Красноярска.
Решением антимонопольного органа от 30.09.2015 по делу в„– 295-15-15 администрация признана нарушившей пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части включения в пункт 2 Административного регламента вышеуказанного условия.
На основании решения предписанием от 30.09.2015 в„– 295-15-15 антимонопольный орган обязал администрацию привести пункт 2 Административного регламента в соответствие со статьей 8 Конституции Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона в„– 209-ФЗ, Законом о защите конкуренции.
Администрация оспорила решение и предписание антимонопольного органа в арбитражном суде.
Арбитражные суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из законности оспариваемых решения и предписания.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы арбитражных судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований администрации.
По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования администрации подлежат удовлетворению при наличии совокупности следующих условий - несоответствие актов антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов администрации.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Применяя положения приведенной нормы федерального закона с учетом разъяснения, содержащегося в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суды правомерно признали, что антимонопольный орган обязан доказать, что акт администрации приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, тогда как администрация обязана указать конкретную норму федерального закона, разрешающую установить в качестве условия финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства их регистрацию на территории города Красноярска.
С учетом требований статьи 8 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Федерального закона в„– 209-ФЗ суды установили, что антимонопольным органом доказано нарушение администрацией запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Между тем администрацией не указана конкретная норма федерального закона, разрешающая установить в качестве условия финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства их регистрацию на территории города Красноярска.
В этой связи судебные акты по данному делу соответствуют требованиям части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды обоснованно указали, что реализация администрацией положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальной программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске не исключает обязанности соблюдать требования Закона о защите конкуренции.
Довод администрации о необходимости учета в настоящем деле выводов, содержащихся в судебных актах по делу в„– А57-22507/2014, не влияет на законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2016 года по делу в„– А33-23924/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Д.И.ШЕЛЕГ
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------