Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.07.2016 N Ф02-3776/2016 по делу N А74-5027/2015
Требование: О признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельных участков, об истребовании из незаконного владения земельных участков.
Обстоятельства: Прокурор указал на отсутствие у муниципального образования права на распоряжение спорными земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные земельные участки располагаются на землях лесного фонда, являются федеральной собственностью в силу закона. Незаконное распоряжение чужой собственностью со стороны муниципального образования привело к необоснованному изъятию земельных участков из состава лесного фонда и из собственности РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу в„– А74-5027/2015

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Бурковой О.Н., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Томашевской Т.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Республики Хакасия Чеботарева В.А. (доверенность от 09.03.2016) - представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купера Максима Андреевича, представителя прокуратуры Республики Хакасия Кузнецовой (служебное удостоверение в„– 186647), Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия Фроловой Е.Г. (доверенность от 18.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купера Максима Андреевича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 февраля 2016 года по делу в„– А74-5027/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кожура-Кобыляцкая Н.Н., суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Споткай Л.Е., Хабибулина Ю.В.),

установил:

прокурор Республики Хакасия (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - управление, ответчик) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальному предпринимателю Куперу Максиму Андреевичу (ОГРНИП 308190307100033, далее - предприниматель Купер М.А., ответчик) о признании недействительным в силу ничтожности договора от 15.10.2014 купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9, об истребовании из незаконного владения предпринимателя Купера М.А. указанных земельных участков в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, Правительство Республики Хакасия, общество с ограниченной ответственностью "Матуган".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 февраля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2016 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Предприниматель Купер М.А., не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 24 февраля 2016 года и постановление суда апелляционной инстанции от 16 мая 2016 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что судами неверно применены нормы Лесного кодекса Российской Федерации о праве собственности на лесные участки. Факт установления наличие лесного участка недостаточно для того, чтобы констатировать право федеральной собственного на него, поскольку законодательство допускает нахождение лесных участков в различных формах собственности и на землях любых категорий. Земельные участки лесничества поставлены на кадастровый учет без установления границ, границы их в установленном земельным и градостроительным законодательством порядке не определены. Суды применили не подлежащие применению нормы о лесоустройстве и лесном реестре, неправильно применили нормы законодательства о государственном кадастре недвижимости и не применили подлежащие применению нормативные акты органов местного самоуправления о территориальном планировании соответствующих категорий. Земли сельскохозяйственного назначения как объект правовой охраны имеют приоритет перед землями лесного фонда.
В отзывах на кассационную жалобу Прокурор Республики Хакасия, Территориальное управление Росимущества Республики Хакасия считают доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель Купер М.А. 20.05.2014 обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в собственность для сельскохозяйственных нужд земельных участков: площадью 5 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 29 км юго-западнее с. Усть-Бюр; площадью 54,35 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 43 км юго-западнее с. Усть-Бюр.
Заявлением от 01.08.2014 предприниматель Купер М.А. просил предоставить земельный участок площадью 26,57 га, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 30,3 км юго-западнее аал Чарков.
Земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, им присвоены кадастровые номера: участку площадью 50671 кв. м - кадастровый в„– 19:10:130701:104 (поставлен на кадастровый учет 31.07.2014); участку площадью 553757 кв. м - кадастровый в„– 19:10:130701:100 (поставлен на кадастровый учет 17.06.2014); участку площадью 265705 кв. м - кадастровый в„– 19:10:121001:9 (поставлен на кадастровый учет 02.09.2014).
Главой Усть-Абаканского района 15.10.2014 вынесено постановление в„– 1993-п о предоставлении предпринимателю Куперу М.А. в собственность путем выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9.
Между муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района (продавцом) и предпринимателем Купером М.А. (покупателем) 15.10.2014 заключен договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 по цене 78 633 рубля за три участка.
Денежные средства внесены покупателем на счет продавца платежными поручениями от 17.10.2014 в„– 101, в„– 102, в„– 103.
Право собственности предпринимателя Купера М.А. зарегистрировано в установленном порядке 28.10.2014.
Прокурор Республики Хакасия, считая сделку по продаже земельных участков входящих в состав земель лесного фонда, недействительной в связи с отсутствием у муниципального образования Усть-Абаканский район права на распоряжение земельными участками, находящимся в федеральной собственности, а также в связи с тем, что сделка посягает на публичные интересы, обратился в суд с настоящим иском.
В подтверждение доводов иска в дело представлены: свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности от 28.08.2008 19АА в„– 148000 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 48674 га, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское участковое лесничество, кварталы 55, 56, 62 - 64, 74, 76, 79 - 81, 83 - 86, 89 - 92, 95 - 99, Майское участковое лесничество кварталы 1 - 5, 8 - 10, 12 - 15, 17 - 21, 24 - 40, номер учетной записи в государственном лесном реестре 83-2008-08, кадастровый номер 19-19-01/060/2008-077; свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности 19АА в„– 245135 от 28.12.2009 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 638 га, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское лесничество, Кискачинское участковое лесничество, квартал 15 (выделы 16,18,19,24,25,27,28,30), 20 (выделы 5,6,8,12,14,15,16,18,20,23,24,32), номер учетной записи в государственном лесном реестре 219-2009-04, кадастровый номер 19-19-01/067/2009-367.
Между Госкомитетом по лесу Республики Хакасия и ООО "Матуган" 28.02.2008 заключен договор аренды лесного участка в„– 15 площадью 48 674 га для ведения охотничьего хозяйства сроком по 04.09.2027. В соответствии с указанным договором лесной участок имеет следующее местоположение: Республика Хакасия, МО Усть-Абаканский район, кварталы 1 - 5, 8 - 10, 12 - 15, 17 - 21, 24 - 40 Майского участкового лесничества, кварталы 55, 56, 62 - 64, 74, 76, 79 - 81, 83 - 86, 89 - 92, 95 - 99 Усть-Бюрского участкового лесничества.
Иск прокурора поддержало Территориальное управление Росимущества в Республике Хакасия, вступив в дело истцом.
В суде первой инстанции с целью определения местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 была проведена экспертиза.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходил из того, что спорные земельные участки, согласно материалам лесоустройства 1994 года, располагаются на землях лесного фонда, являются федеральной собственностью в силу закона. Незаконное распоряжение чужой собственностью со стороны муниципального образования привело к необоснованному изъятию земельных участков их состава лесного фонда и из собственности Российской Федерации.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 в„– 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (статья 4.1).Согласно статьи 4.2 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, как правомерно указали суды двух инстанций, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В соответствии с изложенным, судами правомерно отклонен довод ответчика о том, что спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению от 14.10.2015, проведенного экспертом ООО "Проект" Бянкиной Л.В., на основании материалов лесоустройства подтверждено нахождение спорных земельных участков в составе земель лесного фонда в границах Усть-Бюрского лесничества.
Вхождение спорных земельных участков в состав лесного фонда подтверждается представленными в дело лесохозяйственным регламентом Усть-Бюрского лесничества, утвержденным приказом Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 18.11.2010 в„– 569, с приложением карты-схемы подразделения лесов по целевому назначению с нанесением существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества, проектом организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненным в период с 1993 года по 1994 год Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, лесоустроительным планшетом Усть-Бюрского лесничества, выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" планом-схемой кварталов Усть-Бюрского участкового лесничества.
Лесоустроительные работы выполнены в период с 1992 года по 1994 год Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, в настоящее время филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" Федерального агентства лесного хозяйства, материалы лесоустройства переданы по приемо-сдаточному акту от 25.10.1993.
Лесоустроительной партией в процессе подготовительных работ к лесоустройству согласованы окружные границы и общая площадь лесхоза с главным землеустроителем района.
В пункте 4 акта согласования границ и площади Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия от 04.10.1992 указано на то, что по состоянию на 01.10.1992 площадь земель, переданных в долгосрочное пользование, составила 27 879 га, в том числе переданных под пастбища - 27 817 га.
В пункте 4 протокола второго технического совещания по лесоустройству Хакасского спецсемлесхоза Госкомитета по лесу Республики Хакасия от 27.10.1993 указано на то, что из лесхоза передано в долгосрочное пользование до 1995 года хозяйствам республики 26 836 га нелесных и не покрытых лесом земель под пастьбу скота. Создание лесных культур на переданных площадях и примыкающих к ним не проектировать.
Исходя из материалов лесоустройства 1994, данных государственного учета лесного фонда Усть-Бюрского лесничества по состоянию на 01.01.2008 Восточно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" разработан Лесохозяйственный регламент Усть-Бюрского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия, который утвержден приказом Госкомитета по лесу Республики Хакасия от 18.11.2010 в„– 569.
Доказательства, свидетельствующие о переводе спорных земельных участков из земель лесного фонда в иную категорию в установленном законом порядке, в материалы дела не представлены.
То обстоятельство, что согласно материалам территориального планирования Усть-Абаканского района спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в иную категорию.
При этом судами обоснованно указано, что схема территориального планирования Республики Хакасия утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011, то есть гораздо позднее материалов лесоустройства.
Довод предпринимателя о том, что в соответствии с нормативными документами Правительства Республики Хакасия и органов местного самоуправления о территориальном планировании спорные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен в силу следующего.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на изменение категории земель лесного фонда, в том числе путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (градостроительным регламентом).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются.
Спорные участки относятся к категории земель лесного фонда, для которой правовой режим (градостроительный регламент) органом местного самоуправления не подлежит установлению.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о территориальном планировании Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 в„– 763, на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования, отображаются, в том числе: границы земель лесного фонда (Схема развития лесопромышленного комплекса); границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель (Схема развития агропромышленного комплекса).
По результатам представленных в материалы дела указанных схем, при сопоставлении с картой-схемой подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения: существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества (в составе Лесохозяйственного регламента Усть-Бюрского лесничества, утвержденного приказом Госколеса РХ от 18.11.2010 в„– 569); планом лесонасаждений Кискачинского, Майского, Усть-Бюрского участковых лесничеств Усть-Бюрского лесничества с условными обозначениями (в составе Проекта организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненного Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, 1993-1994), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные участки находятся в границах земель лесного фонда (Усть-Бюрское лесничество).
Кроме того, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на перевод земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, в том числе путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения.
Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения не устанавливают категории земель лесного фонда, не определяют правовой режим (градостроительный регламент) таких земель, соответственно отсутствие таких сведений в документах территориального планирования, как правильно указал суд, не свидетельствует о том, что данные земли не относятся к категории земель лесного фонда.
Обозначение в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения спорного участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения, само по себе не изменяет правового статуса земель лесного фонда, не свидетельствует об автоматическом изменении категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, не влечет прекращения права собственности Российской Федерации на этот лесной участок.
Право собственности Российской Федерации на земли, лесного фонда возникло в силу закона и зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земли лесного фонда не прекращалось, перевод участка из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся. Следовательно орган местного самоуправления не имеет полномочий по распоряжению спорными земельными участками, независимо от постановки его на кадастровый учет, обозначения в документах территориального планирования в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации распоряжение о переводе земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, не принималось.
С учетом приведенных обстоятельств, решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 в„– 79 "Об утверждении генерального плана Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 в„– 80 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", решение Совета депутатов Чарковского сельсовета от 31.10.2012 в„– 26 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Чарковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", схемы территориального планирования Республики Хакасия, Усть-Абаканского района, а также Сельскохозяйственная карта Усть-Абаканского района 1994 года, законно и обоснованно не приняты судами двух инстанций в качестве доказательства отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Поскольку спорный участок расположен на землях лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является объектом федеральной собственности, арбитражный суд правомерно пришел к выводу, что орган местного самоуправления не вправе осуществлять какие-либо правомочия в отношении данного объекта, в том числе определять его категорию, передавать в частную собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель лесного фонда.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации право истребовать имущество из чужого незаконного владения принадлежит собственнику или иному законному владельцу.В соответствии с частью *** статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с иском об истребовании государственного или муниципального имущества из чужого незаконного владения может также обратиться прокурор.
Частью 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать имущество, выбывшее из его владения помимо воли в результате отчуждения его лицом, не имевшим на это право.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указали суды, правом на обращение в суд с исковыми требованиями об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения обладает Росимущество как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Поскольку спорные земельные участки с кадастровыми номерами получены Купером М.А. незаконно и находятся в его незаконном владении, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 февраля 2016 года по делу в„– А74-5027/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2016 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 февраля 2016 года по делу в„– А74-5027/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи
О.Н.БУРКОВА
А.Н.ЛЕВОШКО


------------------------------------------------------------------