Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.08.2016 N Ф02-3476/2016 по делу N А33-23374/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Заявителю вменено нарушение законодательства о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном отказе в утверждении и возвращении на доработку для приведения в соответствие со схемой теплоснабжения инвестиционной программы по развитию объектов, используемых в схеме теплоснабжения. Заявителю предписано рассмотреть программу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как отказ в утверждении инвестиционной программы лишает третье лицо возможности получения тарифной выручки для формирования необходимых инвестиционных ресурсов, входа на рынок теплоснабжения и может привести к ограничению конкуренции на указанном рынке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу в„– А33-23374/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 января 2016 года по делу в„– А33-23374/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чурилина Е.М., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),

установил:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган) от 17.07.2015 по делу в„– 167-15-15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: прокуратура Красноярского края, общество с ограниченной ответственностью "Региональная тепловая компания" (далее - ООО "РТК", общество), общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (далее - ООО "КрасКом"), Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункта 13 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 в„– 410 (далее - Правила в„– 410), пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 (далее - Основы ценообразования), пунктов 9, 13 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83 (далее - Правила в„– 83), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Министерство не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку не существовало на момент отказа обществу 25.12.2014 в утверждении инвестиционной программы; отказало в утверждении инвестиционной программы Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, которое прекратило свою деятельность с момента государственной регистрации 23.01.2015; судами не учтено, что ООО "РТК" в качестве источника финансирования всех мероприятий инвестиционной программы определена плата за подключение, которая не является самостоятельным источником и не подлежит включению в тариф на тепловую энергию, поэтому в случае утверждения инвестиционной программы тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом, не подлежали бы изменению; ООО "КрасКом" в качестве источника финансирования была определена не только плата за подключение, но и прибыли и амортизация, подлежащие включению в тариф на тепловую энергию; поскольку у ООО "РТК" имеется резерв мощности по производству соответствующего ресурса, наличие инвестиционной программы для установления платы за подключение не требуется; письмо Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) от 09.07.2015 написано без анализа инвестиционной программы.
В отзывах на кассационную жалобу Красноярское УФАС России и ООО "РТК" считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Красноярское УФАС России из прокуратуры Красноярского края поступила информация и материалы по результатам проверки соблюдения федерального законодательства, в том числе об ограничении конкуренции при реализации Министерством полномочий по утверждению инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, проведенной по обращению генерального директора ООО "РТК". В направленных материалах прокуратурой Красноярского края указано на создание Министерством дискриминационных условий для ООО "РТК" ввиду того обстоятельства, что Министерством в 2014 году утверждены инвестиционные программы ООО "КрасКом" (приказ от 18.12.2014 в„– 19-и), а также организациям группы компаний ООО "Сибирская генерирующая компания", но отказано ООО "РТК".
Красноярским УФАС России приказом от 13.05.2015 в„– 249 (в редакции приказа от 13.07.2015 в„– 411) в отношении Министерства возбуждено дело в„– 167-15-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что ООО "РТК" осуществляет деятельность по производству и реализации тепловой энергии с использованием арендованного имущества - котельной, установленной мощностью 570 Гкал/час и располагаемой тепловой нагрузкой - 333,7 Гкал/час, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 18-й км Енисейского тракта, ул. Железнодорожная стр. 2. Тепловая энергия, вырабатываемая тепловым источником, эксплуатируемым ООО "РТК", используется для теплоснабжения мкр. Солнечный г. Красноярска на основании договора теплоснабжения в„– 1 от 01.01.2014, заключенного с ООО "КрасКом", а также для теплоснабжения потребителей промплошадки, находящейся на 20 км Енисейского тракта.
Письмом от 20.11.2014 в„– 914 ООО "РТК" направило в адрес Министерства скорректированную Инвестиционную программу по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения г. Красноярска и Емельяновского района на 2015-2020 годы, для ее согласования и утверждения. Инвестиционная программа направлена на подключение объектов капитального строительства вновь возводимых жилых домов в районах "Солнечный", "Солонцы-2" г. Красноярска и предусматривает строительство тепломагистрали от теплоисточника ООО "РТК" до жилых районов "Солнечный", "Солонцы-2".
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края письмом от 25.12.2014 в„– 86-4290 сообщило, что в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения. Планируемый срок утверждения схемы теплоснабжения г. Красноярска - второй квартал 2015 года. Инвестиционная программа возвращена на доработку для ее приведения в соответствие со схемой теплоснабжения г. Красноярска.
Решением Красноярского УФАС России от 17.07.2015 по делу в„– 167-15-15 Министерство признано нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по факту необоснованного отказа в утверждении и возвращении на доработку для приведения в соответствие со схемой теплоснабжения г. Красноярска инвестиционной программы ООО "РТК" по развитию объектов, используемых в схеме теплоснабжения г. Красноярска и Емельяновского района на 2015-2020, направленной ООО "РТК" в адрес Министерства письмом от 20.11.2014 в„– 914.
Предписанием от 17.07.2015 по делу в„– 167-15-15 предписано рассмотреть инвестиционную программу ООО "РТК" по развитию объектов, используемых в схеме теплоснабжения г. Красноярска и Емельяновского района на 2015 - 2020 годы, направленную ООО "РТК" в адрес Министерства письмом от 20.11.2014 в„– 914, в порядке, установленном Правилами в„– 410.
Министерство, полагая, что названные решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается: создание дискриминационных условий (пункт 8).
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу финансирования мероприятий организации по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.Утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункт 5 части 1 статьи 5 Закона о теплоснабжении).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике (пункт 7 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении).
Правилами в„– 410 предусмотрено, что утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 2). Раздел II данных Правил (пункты 7 - 19) устанавливает требования, предъявляемые к содержанию инвестиционной программы. В случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 7 - 19 настоящих Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки (пункт 22). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил (пункт 29).
Перечень оснований для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку установлен пунктом 30 Правил в„– 410.
Как правильно признали суды, основание для возврата инвестиционной программы на доработку для приведения в соответствие со схемой теплоснабжения г. Красноярска, указанное Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в письме от 25.12.2014 в„– 86-4290, подписанном Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Н.С. Глушковым, пунктом 30 Правил в„– 410 не предусмотрено. При этом Департаментом принято решение о согласовании скорректированного проекта инвестиционной программы ООО "РТК".
В то же время суды установили, что приказом Министерства от 18.12.2014 в„– 19-и утверждена инвестиционная программа ООО "КрасКом" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения г. Красноярска на 2015 - 2017 годы, мероприятия которой предусматривали проектирование и реконструкцию магистральных тепловых сетей от теплоисточника ООО "РТК" до мкр. Солнечный. Теплоснабжение мкр. Солнечный обеспечивается ООО "КрасКом" путем покупки тепловой энергии, вырабатываемой ООО "РТК", и последующей транспортировки тепловой энергии по магистральному трубопроводу и внутриквартальным тепловым сетям. Кроме того, приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 16.06.2014 в„– 5-и была утверждена инвестиционная программа ООО "КраМЗЭнерго" на 2014-2016 годы.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что наличие инвестиционной программы для установления платы за подключение не требуется, были рассмотрены и обоснованно отклонены судами. При этом суды правильно исходили из того, что неправомерный отказ в утверждении инвестиционной программы не позволяет ООО "РТК" учесть при расчете тарифов расходы на капитальные вложения; в то же время другие хозяйствующие субъекты, в частности ООО "КрасКом", поставлены в преимущественное положение по сравнению с обществом, поскольку ООО "КрасКом" предоставлена возможность учета расходов на капитальные вложения (инвестиций).
Кроме того, письмо Министерства от 25.12.2014 в„– 86-4290 не содержит подобного основания для отказа в утверждении инвестиционной программы и ее возвращения для доработки.
На основании изложенного, принимая во внимание приведенное правовое регулирование, исследовав и оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли обоснованному и мотивированному выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения Закона о защите конкуренции ввиду того, что отказ в утверждении инвестиционной программы ООО "РТК" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения, лишает общество возможности получения тарифной выручки для формирования необходимых инвестиционных ресурсов и развития систем теплоснабжения, входа на рынок теплоснабжения мкр. "Солнечный" г. Красноярска и, как следствие, может привести к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке; создает неравные условия для доступа на рынок теплоснабжения мкр. Солнечный г. Красноярска ООО "РТК" по сравнению с ООО "КрасКом".
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство не является субъектом правонарушения, поскольку инвестиционную программу рассматривало и отказало в ее утверждении Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, проверены и не могут быть учтены судом кассационной инстанции.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.10.2014 в„– 786-р Министерство строительства и архитектуры Красноярского края переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и к нему присоединено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (подпункт 4 пункта 1). Органам исполнительной власти Красноярского края, реорганизованным в соответствии с настоящим Распоряжением, следует продолжить осуществлять свои полномочия до завершения процедуры реорганизации (внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении соответствующих органов исполнительной власти Красноярского края), но не позднее 31 декабря 2014 года (пункт 2).
Запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края путем его присоединения внесена 23.01.2015.
Постановлением Правительства Красноярского края от 21.08.2008 в„– 51-п в редакции Постановления Правительства от 23.12.2014 в„– 640-п утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Подпунктом 8 пункта 3.1 названного Положения на Министерство возложено осуществление нормативного правового регулирования по вопросам утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти края плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Из материалов дела следует, что письмо от 25.12.2014 в„– 86-4290 подписано Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Н.С. Глушковым.
Поскольку Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства реорганизовано путем присоединения к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, последнее правомерно признано антимонопольным органом нарушившим Закон о защите конкуренции, учитывая, что на него возложены полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 января 2016 года по делу в„– А33-23374/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
А.А.СОНИН
А.И.ЧУПРОВ


------------------------------------------------------------------