Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2016 N Ф02-7029/2015 по делу N А10-1085/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием обществу необходимо в установленный срок оснастить индивидуальными приборами учета электрической энергии не оснащенные такими приборами квартиры в многоквартирном жилом доме.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку собственники жилых помещений на момент проверки обязанности по установке, замене, эксплуатации индивидуальных приборов учета электрической энергии в установленный срок не исполнили, соответствующие приборы не установили, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию по данным квартирам ведут по нормативам потребления электрической энергии населения в жилых помещениях.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. по делу в„– А10-1085/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелеминой М.М., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи (судья Степанова А.Н., секретарь судебного заседания Непомнящих В.А.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" Рымаревой Н.А. (доверенность в„– 10 от 11.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2015 года по делу в„– А10-1085/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.-С.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - ОАО "Улан-Удэ Энерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее также - служба) о признании недействительным предписания в„– 066/15-П от 30.01.2015.
Определениями суда первой инстанции от 12 марта 2015 года и 12 мая 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гомбоева Аюна Владимировна, открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430; далее - ОАО "Читаэнергосбыт"), общество с ограниченной ответственностью "Паритет плюс" (ОГРН 1080326009532, ИНН 0323342001; далее - ООО "Паритет плюс").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ОАО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе ОАО "Улан-Удэ Энерго" ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая, что индивидуальные приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников помещений в соответствии с заключенными письменными договорами, принудительная установка прибора учета по требованию, изложенному в предписании от 30.01.2015, влечет несоблюдение установленного пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 в„– 442, порядка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), однако в судебное заседание своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 23 января 2015 года руководителем Республиканской службы государственной жилищной инспекции выдано распоряжение о проведении в отношении ОАО "Улан-Удэ Энерго" внеплановой проверки с целью проверки доводов гр. Гомбоевой А.В., проживающей по адресу г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 75 о нарушении законодательства по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изложенных в обращении от 08.12.2014 в„– 003-001198/14-00; назначены лица, уполномоченные на проведение проверки, определены сроки ее проведения (с 29.01.2015 по 18.02.2015).
30 января 2015 года на основании вышеуказанного распоряжения Службой в отношении ОАО "Улан-Удэ Энерго" была проведена внеплановая проверка, о чем составлен акт проверки в„– 066/15-А.
Названным актом установлены нарушения обязательных требований части 9 и части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении), пункта 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения), в многоквартирном доме в„– 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ: квартиры в„– 2, 4, 6, 8, 10, 14, 21, 24 не оснащены индивидуальными приборами учета электрической энергии.
30 января 2015 года консультантом отдела по работе с обращениями граждан Козыкиной В.В. ОАО "Улан-Удэ Энерго" было выдано предписание, в соответствии с которым обществу в срок до 01.04.2015 предписано оснастить индивидуальными приборами учета электрической энергии не оснащенные такими приборами квартиры в„– 2, 4, 6, 8, 10, 14, 21, 24 в многоквартирном доме в„– 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ.
Полагая предписание нарушающим права и законные интересы, АО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям приведенных нормативных правовых актов и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленного им требования о признании предписания незаконным, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Материалами рассматриваемого дела подтверждается, что ОАО "Улан-Удэ Энерго" является сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, в том числе потребителям, проживающим в многоквартирном доме в„– 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ.
В ходе проведенной в отношении общества проверки службой было установлено, что в многоквартирном доме в„– 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ квартиры в„– 2, 4, 6, 8, 10, 14, 21, 24 не оснащены индивидуальными приборами учета электрической энергии, тогда как, по мнению административного органа, обязанность по оснащению указанными приборами в настоящем случае лежит именно на ОАО "Улан-Удэ Энерго".
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон в„– 7458 от 30 октября 2012 года, подписанному между сетевой организацией ОАО "Улан-Удэ Энерго" (сторона 1) и ООО "Паритет Плюс" (сторона 2) определены границы ответственности за состояние и обслуживание электроустановок и балансовой принадлежности сетей по ул. Жердева 75, г. Улан-Удэ.
Названным актом установлено, что энергоснабжение вышеуказанного дома производится от сети сетевой организации - ОАО "Улан-Удэ Энерго". По условиям упомянутого акта сетевая организация обязалась поддерживать напряжение на границе эксплуатационной ответственности в пределах +/- 10%.
С учетом данных обстоятельств суды пришли к правильным выводам о том, что АО "Улан-Удэ Энерго" является сетевой организацией и производит передачу электрической энергии в многоквартирный дом в„– 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ, что свидетельствует о том, что объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (АО "Улан-Удэ Энерго") опосредованно присоединены к энергопринимающим устройствам собственников жилых помещений многоквартирного дома; обязанность по оснащению таких помещений приборами учета электрической энергии в силу пункта 150 Основных положений возложена на сетевую организацию.
При этом суды исходили из следующего правового регулирования возникших между данной сетевой организацией и собственниками помещений правоотношений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Согласно пункту 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения), обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и 12 (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, в частности, те факты, что собственники жилых помещений на момент проверки обязанности по установке, замене, эксплуатации индивидуальных приборов учета электрической энергии в установленный срок не исполнили, соответствующие приборы не установили, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию по указанным квартирам ведут по нормативам потребления электрической энергии населения в жилых помещениях, руководствуясь приведенными нормами права, суды пришли к обоснованному выводу, что на АО "Улан-Удэ Энерго" законом возложена обязанность по установке приборов учета в перечисленных жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание обоснованно признано судами соответствующим требованиям закона и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что установка индивидуальных приборов учета должна производиться в соответствии с договором, заключаемым с собственником помещения, в противном случае действия общества по принудительной их установке во исполнение предписания службы нарушают требования пункта 150 Основных положений, проверены.
Названные доводы свидетельствуют об ошибочном толковании данной сетевой организацией обязанностей, подробно урегулированных приведенной правовой нормой. Содержание оспариваемого предписания (оснастить индивидуальными приборами учета указанные выше квартиры) - предполагает совершение обществом действий, предусмотренных пунктом 150 Основных положений.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что требования об обязательной принудительной установке индивидуальных приборов учета пункт 150 Основных положений не содержит, не основаны на действующем законодательстве, устанавливающем обязанность совершить действия по оснащению приборами учета сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к энергопринимающим устройствам собственников помещений, которые в установленный федеральным законом срок не выполнили соответствующую обязанность.
Доводы о том, что в ходе рассмотрения дела служба не доказала фактическое отсутствие приборов учета в квартирах в„– 2, 4, 6, 8, 10, 14, 21, 24 в доме в„– 75 по улице Жердева в городе Улан-Удэ, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда, принятые по настоящему делу, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2015 года по делу в„– А10-1085/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------