Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.02.2016 N Ф02-7197/2015 по делу N А33-25883/2014
Требование: О признании незаконным и отмене решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением товариществу отказано во внесении в реестр уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в связи с нарушением условий, предусмотренных ч. 5 ст. 170, ст. 172 Жилищного кодекса РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт правомерности действий уполномоченного органа по отказу в приеме уведомления и отсутствия нарушения прав и законных интересов товарищества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 г. по делу в„– А33-25883/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Исакова И.Н., помощник судьи Батухтина П.С.),
при участии в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя товарищества собственников жилья "Озерное" Михалева Д.В. (доверенность от 09.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Озерное" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2015 года по делу в„– А33-25883/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),

установил:

товарищество собственников жилья "Озерное" (ОГРН 1022402133170, ИНН 2463051221, г. Красноярск, далее - ТСЖ "Озерное", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля красноярского края (далее - служба) о признании незаконным и отмене решения от 30.09.2014 об отказе во внесении в реестр уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права. Ссылается на неопределенность в сроках реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Озерное" поддержал доводы кассационной жалобы.
Служба о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления в„– 66402593021497; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 03.12.2015), своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в ее отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, ТСЖ "Озерное" осуществляет управление общим имуществом жилых домов в„– 21, 25, 29, 31, 35, 39, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Е. Стасовой.
В 2014 году собственниками помещений указанных многоквартирных домов проведены общие собрания собственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Протоколами в„– 2 собрания собственников помещений избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Товарищество обратилось в кредитное учреждение (ОАО "Банк Москвы") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта обособлено для каждого дома.
Письмом от 14.08.2014 ОАО "Банк Москвы" уведомило товарищество об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счетов - 14.08.2014.
Уведомлением в„– 26/08-14 от 14.08.2014 ТСЖ "Озерное" известило службу о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протоколов общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета.
Письмом в„– 14-11389 от 30.09.2014 служба отказала товариществу во внесении в реестр уведомления в„– 26/08-14 от 14.08.2014 о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в связи с нарушением условий, предусмотренных частью 5 статьи 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением, ТСЖ "Озерное" обратилось с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из правомерности действий службы по отказу в приеме уведомления и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Статьей 170 Кодекса также предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края в„– 4-1451 (далее - Закон в„– 4-1451).
В силу пункта 1 статьи 4 названного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Исходя из оценки представленных доказательств и фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 в„– 709-п и опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта с приложением соответствующих документов должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014, суды первой и апелляционной инстанций установили, что специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО "Банк Москвы" был открыт 14.08.2014, то есть после 10.08.2014.
Руководствуясь приведенными выше нормами и установив, что ТСЖ "Озерное" в предусмотренный законом шестимесячный срок не открыло в кредитной организации специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что товарищество не совершило все необходимые действия в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона в„– 4-1451 для реализации выбранного им способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем обоснованно признали решение службы в„– 14-11389 от 30.09.2014 законным.
Довод заявителя кассационной жалобы о разночтении в сроках реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта со ссылкой на пункт 3 Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 в„– 709-п, подлежит отклонению, поскольку, как указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 в„– 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, возникающие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что Жилищный кодекс Российской Федерации исчисление срока для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирном доме связывает с моментом официального опубликования утвержденной региональной программы, применению подлежат данные нормы.
Ссылка ТСЖ "Озерное" на последующее изменение нормативно-правового регулирования и недостаток времени для совершения необходимых действий подлежит отклонению, поскольку, как установлено судами, действия по определению способа формирования фонда капитального ремонта были осуществлены до внесения соответствующих изменений в часть 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, обстоятельств, объективно препятствующих к завершению названной процедуры в предусмотренный законом срок, в материалах дела не установлено.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств по делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2015 года по делу в„– А33-25883/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ


------------------------------------------------------------------