Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.02.2016 N Ф02-7253/2015 по делу N А58-8568/2014
Требование: О взыскании в порядке суброгации страхового возмещения.
Обстоятельства: В результате крушения поезда повреждены застрахованные истцом вагоны. Истец произвел выплату страхового возмещения третьему лицу.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при наличии комплекса причин, повлекших крушение поезда, первопричиной аварии явились виновные действия локомотивной бригады ответчика.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Саха



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. по делу в„– А58-8568/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Клепиковой М.А., Платова Н.В.,
при участии в судебном заседании представителя страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" Сверкуновой Натальи Петровны (доверенность в„– 4547196-600/15 от 04.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2015 года по делу в„– А58-8568/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гуляева А.В., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В.),

установил:

открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" (ОГРН: 1027739362474, ИНН: 7705042179, г. Москва, в настоящее время - страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах", далее - СПАО "Ингосстрах", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к открытому акционерному обществу "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" (ОГРН: 1021401044500, ИНН: 1435073060, Республика Саха (Якутия), г. Алдан, далее - ОАО "АК "Железные дороги Якутии", ответчик) о взыскании 6 046 911 рублей 73 копеек в порядке суброгации выплаченного страхового возмещения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс" (ОГРН: 1027739053374, ИНН: 7728246919, г. Москва, далее - ООО "Мечел-Транс").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2015 года, оставленным в силе постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 года, иск удовлетворен со ссылкой на статьи 12, 15, 387, 401, 929, 965, 1064, 1079, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 105 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные акты мотивированы обязанностью ответчика как должника, ответственного за наступление страхового случая, возместить истцу выплаченную последним сумму страхового возмещения в порядке суброгации.
ОАО "АК "Железные дороги Якутии", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 13 августа 2015 года и постановление от 20 октября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что ответственность за повреждение вагонов в результате крушения поезда должна быть разделена между ним и ООО "Мечел-Транс" как владельцами источников повышенной опасности, взаимодействием которых причинен вред; указывает на неучет судами факта перевозки вагонов на участке железнодорожного пути, на котором движение грузовых вагонов запрещено, в отсутствие разрешения на подачу вагонов на строящийся железнодорожный путь.
ОАО "АК "Железные дороги Якутии" также не согласно с размером страхового возмещения за поврежденные вагоны в„– 52932399 и в„– 57443806 и полагает, что данные вагоны подлежат ремонту, поскольку дополнительным соглашением к договору страхования от 14.02.3013 в„– 2 указанные вагоны были застрахованы на следующий период страхования (после крушения поезда).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций применена не подлежащая применению статья 105 Устава железнодорожного транспорта, определяющая ответственность перевозчика за повреждение, утрату принадлежащих другим лицам вагонов, контейнеров, тогда как ответчик является арендатором локомотива.
СПАО "Ингосстрах" в отзыве на кассационную жалобу возразило против ее доводов и заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
ООО "Мечел-Транс" отзыв на кассационную жалобу не представило.
ОАО "АК "Железные дороги Якутии" и ООО "Мечел-Транс" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель СПАО "Ингосстрах" подтвердила доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании в порядке суброгации выплаченного страхового возмещения.
Из кассационной жалобы и материалов дела усматривается, что сторонами не оспаривается факт причинения ущерба в результате крушения вагонов. Разногласия касаются определения субъекта, ответственного за убытки, а также размера страхового возмещения за поврежденные вагоны в„– 52932399 и в„– 57443806.
Обоснованно применив к правоотношениям сторон статьи 15, 387, 401, 929, 965, 1064, 1079, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 105 Устава железнодорожного транспорта, и оценив имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции установили, что к крушению грузового поезда в„– 5203 привели действия работников ОАО "АК "Железные дороги Якутии": ошибочное соединение машинистом тепловоза в„– 0956 Горбуновым С.Г. питательной магистрали локомотива в„– 0956 и тормозной магистрали локомотива в„– 0410, что привело к потере управления тормозами грузовых вагонов в составе объединенного поезда краном машиниста, а также неосуществление проверки локомотивной бригадой тепловоза в„– 0956 действия тормозов на торможение и отпуск на вагонах головной части поезда. Установив, что причиной крушения поезда явились виновные действия ОАО "АК "Железные дороги Якутии", суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили на него ответственность за повреждение вагонов.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ответственность должна быть разделена между ним и ООО "Мечел-Транс", о неучете судами факта перевозки вагонов на участке железнодорожного пути, на котором движение грузовых вагонов запрещено, в отсутствие разрешения на подачу вагонов на строящийся железнодорожный путь проверены Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа.
Данные доводы заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом их рассмотрения.
Устанавливая причину крушения железнодорожного состава, судебные инстанции исследовали все представленные в материалы дела доказательства: техническое заключение Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.01.2013; акт служебного расследования от 11.01.2013; постановление от 05.06.2014 о прекращении уголовного преследования; техническое заключение от 02.01.2013 ООО "Мечел Транс". Судами также приняты во внимание факты, установленные решением Арбитражного суда Амурской области от 23 июля 2014 года по делу в„– А04-189/2014 и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 августа 2014 года.
По результатам оценки доказательств суды пришли к выводу о том, что при наличии комплекса причин, повлекших крушение поезда, первопричиной аварии явились виновные действия локомотивной бригады ответчика. Переоценка доказательств на стадии кассационного производства не допускается.
Довод ОАО "АК "Железные дороги Якутии" о несогласии с размером страхового возмещения за поврежденные вагоны в„– 52932399 и в„– 57443806 также заявлялся в суде первой и апелляционной инстанции, оценка ему дана в постановлении апелляционного суда на стр. 4 в абз. 5 - 9.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций статьи 105 Устава железнодорожного транспорта не принимается Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа во внимание, поскольку данная норма материального права дублирует общие положения о деликтной ответственности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2015 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2015 года по делу в„– А58-8568/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.А.ЗВЕЧАРОВСКАЯ

Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Н.В.ПЛАТОВ


------------------------------------------------------------------