Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.2016 N Ф02-7587/2015 по делу N А69-1065/2015
Требование: О взыскании расходов, связанных с предоставлением жилья нуждающимся гражданам.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления исполнены государственные полномочия - предоставлено по решению суда во внеочередном порядке жилое помещение гражданину-инвалиду. Данные убытки компенсированы не были.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку к участию в деле в качестве ответчика привлечен уполномоченный орган, однако судом не выяснен вопрос о полномочиях данного органа выступать от имени публичного образования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Тыва



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу в„– А69-1065/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Клепиковой М.А., Платова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июля 2015 года по делу в„– А69-1065/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Маады Л.К.-Б., суд апелляционной инстанции: Магда О.В., Бабенко А.Н., Парфентьева О.Ю.),

установил:

Мэрия города Кызыла Республики Тыва (ОГРН: 1021700517123, ИНН: 1701009765, г. Кызыл, далее - Мэрия) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360, г. Москва, далее - Минфин Российской Федерации, ответчик) о взыскании расходов, связанных с предоставлением жилья нуждающимся гражданам в размере 995 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 09 июля 2015 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Республики Тыва (далее - Минфин Республики Тыва), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой и ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июля 2015 года исковые требования, заявленные к Российской Федерации, удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мэрии города Кызыла Республики Тыва взысканы 955 000 рублей убытков.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июля 2015 года по делу в„– А69-1065/2015 изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: Исковые требования Мэрии города Кызыла Республики Тыва, заявленные к Российской Федерации, удовлетворить. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мэрии города Кызыла Республики Тыва 955 000 рублей убытков. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Тыва и к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отказать.Решение и постановление приняты со ссылкой на статьи 72, 132, 133 Конституции Российской Федерации, статьи 6, 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 в„– 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", статьи 12, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14, 19, 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 31, 84, 85, 130, 133, 135 - 138, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 184-ФЗ), статьи 20, 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ), статьи 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 181-ФЗ), раздел 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 в„– 584, пункты 16, 17, 18, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О.
Минфин Российской Федерации, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в иске.
Заявитель кассационной жалобы полагает взыскание убытков с Российской Федерации неправомерным, поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, в соответствии с пунктом 1, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона в„– 184-ФЗ подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Минфин Российской Федерации также указывает на непривлечение судами к участию в деле надлежащего ответчика - Республику Тыва.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на ошибочное применение судами к спорным правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации, так как порядок возмещения убытков, предусмотренный этим Кодексом, не может быть применен к межбюджетным (публичным) отношениям.
Мэрия, Минфин Республики Тыва и Минстрой и ЖКХ отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании убытков в результате исполнения органом местного самоуправления государственных полномочий - предоставление по решению суда во внеочередном порядке жилого помещения гражданину.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 03.06.2011 Мэрия предоставила во внеочередном порядке гражданам-инвалидам Тюлюшу Айдыну Туменовичу и Тюлюш Дое Мокур-ооловне жилое помещение в г. Кызыл; в связи с предоставлением указанного помещения Мэрией понесены убытки в размере стоимости квартиры - 955 000 рублей; данные убытки Мэрии компенсированы не были.
Удовлетворяя заявленные исковые требования за счет средств казны Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций исходили из обязанности Российской Федерации возместить Мэрии расходы по предоставлению гражданам-инвалидам жилого помещения, поскольку посчитали, что до надлежащего урегулирования вопроса распределения расходов между бюджетами различного уровней финансирование данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, доказательств того, что субъекту Российской Федерации - Республике Тыва или органу местного самоуправления в спорный период были выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями граждан-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2015, Минфином Российской Федерации не представлено.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 в„– 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона в„– 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона в„– 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона в„– 181-ФЗ под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. При этом из положений этого Закона следует, что к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе, мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Статьей 17 этого же Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона в„– 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
Таким образом, вывод судов о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, является необоснованным.
Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2015 года в„– 309-ЭС15-5872.
Как следует из материалов дела, к участию в деле в качестве ответчика привлечен также Минфин Республики Тыва, однако судами не выяснен вопрос о полномочиях данного органа выступать от имени публичного образования - Республики Тыва, что может привести к принятию неправильного судебного акта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июля 2015 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года приняты с нарушением норм материального и процессуального права по неполно выясненным обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку указанные недостатки не могут быть устранены на стадии кассационного рассмотрения дела, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Республики Тыва.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Республики Тыва следует уточнить полномочия Минфина Республики Тыва, установить вправе ли данный орган выступать от имени публичного образования - Республики Тыва, с учетом этого рассмотреть спор по существу, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июля 2015 года по делу в„– А69-1065/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.А.ЗВЕЧАРОВСКАЯ

Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Н.В.ПЛАТОВ


------------------------------------------------------------------