Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2016 N Ф02-7313/2015 по делу N А74-6163/2015
Требование: Об определении о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении и протокола об административном правонарушении.
Решение: Производство по делу прекращено, так как действующим законодательством не предусмотрено оспаривание таких процессуальных документов в арбитражном суде.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. по делу в„– А74-6163/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мельниковой Фаины Фадеевны на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2015 года по делу в„– А74-6163/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2015 года по тому же делу о прекращении производства по делу в части признания незаконным протокола административной комиссии муниципального образования город Абакан об административном правонарушении от 30.06.2015 и определения от 01.07.2015 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении (суд первой инстанции - Тутаркова И.В., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),

установил:

индивидуальный предприниматель Мельникова Фаина Фадеевна (ОГРНИП: 304190132000062; ИНН: 190110003808; г. Абакан; далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к административной комиссии муниципального образования город Абакан (далее - административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 08.07.2015 серии АА в„– 006125 о назначении административного наказания на основании статьи 45 Закона Республики Хакасия от 17.12.2008 в„– 91-ЗРХ "Об административных правонарушениях", о признании незаконным и отмене определения от 01.07.2015 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении от 30.06.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2015 года предпринимателю отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления административной комиссии от 08.07.2015 серии АА в„– 006125 о назначении административного наказания. Производство по делу в части признания незаконным протокола административной комиссии от 30.06.2015 и определения от 01.07.2015 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2015 года решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2015 года оставлено без изменения.
Предприниматель обратилась с кассационной жалобой, в которой заявляет об отмене принятых по делу судебных актов по мотиву нарушения судами норм права.
Определениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07 декабря 2015 года кассационная жалоба на судебные акты в части отказа в удовлетворении требования об оспаривании постановления административной комиссии от 08.07.2015 серии АА в„– 006125 возвращена, кассационная жалоба по иным требованиям принята к производству суда кассационной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу административная комиссия просит оставить ее без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что 30.06.2015 уполномоченным должностным лицом администрации города Абакана в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по факту торговли на нестационарном торговом объекте в месте, не предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Абакана.
Протокол составлен в присутствии предпринимателя, которой разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). Копия протокола вручена предпринимателю, которая извещена о времени и месте рассмотрения административной комиссией дела об административном правонарушении.
Определением от 01.07.2015 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении административная комиссия приняла к производству и назначила дело об административном правонарушении к рассмотрению, о чем предприниматель также извещена надлежащим образом.
Административная комиссия, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынесла постановление от 08.07.2015 серии АА в„– 006125, которым предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 45 Закона Республики Хакасия от 17.12.2008 в„– 91-ЗРХ "Об административных правонарушениях", с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В связи с данными обстоятельствами предприниматель обратилась в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что протокол об административном правонарушении и определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении вынесены уполномоченными лицами с соблюдением установленной процедуры и вручением их копий предпринимателю.
Вместе с тем суд прекратил производство по делу в части требований об оспаривании протокола об административном правонарушении и определения о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку действующим законодательством не предусмотрено оспаривание таких процессуальных документов в арбитражном суде.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов относятся дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном порядке могут быть оспорены решения административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно положениям статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено прекращение судом производства по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Правильно применяя приведенные нормы права, арбитражные суды правомерно признали, что протокол об административном правонарушении и определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении не подлежат оспариванию в арбитражном суде как в соответствии с главой 24, так и в соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В этой связи вывод суда первой инстанции о прекращении производства по делу в отношении указанных требований предпринимателя является обоснованным.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения в части прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2015 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2015 года о прекращении производства по делу в части признания незаконным протокола административной комиссии муниципального образования город Абакан об административном правонарушении от 30.06.2015 и определения от 01.07.2015 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------