Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.04.2016 N Ф02-1138/2016 по делу N А19-8159/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: По факту включения в один лот пяти объектов , имеющих различные технические характеристики, находящихся в различных районах, для одновременного выполнения работ, на которых требуется значительное количество финансовых, кадровых и материальных ресурсов, антимонопольным органом принято оспариваемое решение о признании в действиях учреждения нарушения ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", повлекшего ограничение числа потенциальных участников аукциона.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано нарушение требований закона, повлекшее ограничение конкуренции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. по делу в„– А19-8159/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Соколовой Л.М., Шелеминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании представителей:
Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок по Иркутской области - Сахаровой Ю.В. (доверенность от 05.11.2015);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Сюмкиной Е.В. (доверенность от 19.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 ноября 2015 года по делу в„– А19-8159/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чемезова Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

областное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог" (ОГРН: 1033801011903; ИНН: 3808059441; г. Иркутск; далее - учреждение) и Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Министерство) обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 24.02.2015 в„– 64.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Блок +" (ОГРН: 1113850008205; ИНН: 3811146359; г. Иркутск; далее - ООО "Блок +"), открытого акционерного общества "Дорожная служба Иркутской области" (ОГРН: 1073808009330; ИНН: 3808166080; далее - ОАО "Дорожная служба Иркутской области").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2015 года, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Обжалуя судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта либо о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, антимонопольный орган в кассационной жалобе оспаривает выводы судов о законности действий Министерства и учреждения по объединению в один лот открытого аукциона пяти объектов, имеющих различные технические характеристики, находящихся в различных районах Иркутской области.
Также, по мнению заявителя кассационной жалобы, Министерством пропущен трехмесячный срок обжалования решения антимонопольного органа.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2016 года на основании абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено с 30 марта 2016 года на 12 апреля 2016 года на 12 часов 40 минут.
В связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в настоящем деле произведена замена председательствующего судьи Чупрова А.И. на судью Шелега Д.И., о чем 07 апреля 2016 года судом кассационной инстанции вынесено определение.
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Иных отзывов на кассационную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Министерства просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Учреждение, ОАО "Дорожная служба Иркутской области" и ООО "Блок +" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством 31.12.2013 объявлен открытый аукцион в„– 2142-ЭА/14 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Иркутской области и сформирована документация по проведению открытого аукциона в электронной форме.
Для размещения заказа в„– 0134200000113010192 был выбран способ размещения заказа в виде открытого аукциона в электронной форме.
Предметом закупки являлось одновременное выполнение работ на 5 объектах (мостах), находящихся в Балаганском, Боханском, Жигаловском, Иркутском, Качугском районе Иркутской области (далее - объекты).
По факту включения в один лот пяти объектов (мостов), имеющих различные технические характеристики, находящихся в различных районах Иркутской области, для одновременного выполнения работ, на которых требуется значительное количество финансовых, кадровых и материальных ресурсов антимонопольным органом принято решение от 24.02.2015 в„– 64 о признании учреждения и Министерства нарушившими часть 1 статьи 17 Федерального закона в„– 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что повлекло (могло повлечь) ограничение числа потенциальных участников аукциона.
Считая, что указанное решение антимонопольного органа является незаконным, Министерство и учреждение оспорили его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольным органом не доказано нарушение Министерством и учреждением требований Федерального закона от 21.07.2005 в„– 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 94-ФЗ), повлекшее ограничение конкуренции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы арбитражных судов по данному делу.
Согласно частям 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Как следует из материалов дела, извещение о размещении заказа по выполнению работ по ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Иркутской области размещено 31.12.2013, в период действия Федерального закона от 21.07.2005 в„– 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 94-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона в„– 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь указанными нормами, положениями статей 1, 8 Закона в„– 94-ФЗ, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о соответствии документации об открытом аукционе в электронной форме требованиям Закона в„– 94-ФЗ и Закону о защите конкуренции.
Принимая во внимание положения Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 в„– 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", с учетом конкретных фактических обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций указали на наличие технологической и функциональной связи при выполнении работ на Объектах согласно предмету открытого аукциона в электронной форме, на основании чего признали правомерными действия учреждения по объединению в одном лоте работ по ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Иркутской области.
Поскольку антимонопольный орган не представил доказательств нарушения учреждением и Министерством части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, суды правомерно признали оспариваемое решение недействительным.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным и оцененным согласно требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судами и получивших надлежащую правовую оценку, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 ноября 2015 года по делу в„– А19-8159/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------