Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.05.2016 N Ф02-2296/2016 по делу N А58-3095/2014
Требование: О признании права собственности на здание.
Обстоятельства: Общество полагает, что в результате последовательных реорганизаций федерального казенного предприятия оно является собственником данного здания.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих, что объект спора являлся имуществом федерального казенного предприятия на праве оперативного управления и право собственности на него возникло у правопредшественника общества в силу закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Саха



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. по делу в„– А58-3095/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Бандурова Д.Н., Скубаева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Военторг-Запад" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2015 года по делу в„– А58-3095/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шамаева Т.С., апелляционный суд: Доржиев Э.П., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),

установил:

открытое акционерное общество "Военторг-Запад" (ОГРН 1097847204795, ИНН 7838429337, г. Санкт-Петербург, далее - ОАО "Военторг-Запад", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство имущественных отношений) о признании права собственности на здание комбината бытового обслуживания площадью 1422 кв. м, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Булунский улус, пгт. Тикси, ул. Военный городок, д. 202, кадастровый номер 14:21:110002:2307.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2015 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2015 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции решением от 26 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований отказал.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований не основаны на правильном применении норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам настоящего спора, поскольку право собственности на спорное здание у его правопредшественника возникло в порядке приватизации на основании передаточного акта от 24.07.2009.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство имущественных отношений, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Участвующие деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия "5113 Центральная торгово-закупочная база" от 24.07.2009, в который под порядковым номером 37 включено здание торгово-бытового комплекса по адресу: Республика Саха (Якутия), Булунский улус, п. Тикси, д. 202.
На основании договора о присоединении от 11.05.2012 открытое акционерное общество "5113 Центральная торгово-закупочная база" прекратило свою деятельность путем присоединения к открытому акционерному обществу "Управление торговли Ленинградского военного округа" (правопредшественник истца).
Полагая, что в результате указанных последовательных реорганизаций федерального казенного предприятия "5113 Центральная торгово-закупочная база" является собственником указанного здания, ОАО "Военторг-Запад" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно абзацу 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 в„– 61-ФЗ "Об обороне").
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По результатам оценки представленных участвующими в деле лицами доказательств с позиции требований статьи 71 АПК РФ, судами установлено, что федеральное казенное предприятие "5113 Центральная торгово-закупочная база" в состав Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, определенном статьей 11 Федерального закона "Об обороне", не входило и было создано после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", однако право оперативного управления на имущество, являющееся объектом настоящего спора, зарегистрировано в законодательно установленном порядке не было.
Кроме того, судами установлено, что в нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ, пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" приватизация земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, не производилась, доказательств, что такой земельный участок относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, истцом не представлено, а сам земельный участок под зданием в период утверждения передаточного акта от 24.07.2009 не был сформирован как самостоятельный объект гражданских прав.
При указанной совокупности обстоятельств настоящего спора суды пришли к законным и обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что объект настоящего спора являлся имуществом федерального казенного предприятия "5113 Центральная торгово-закупочная база" на праве оперативного управления и право собственности на него возникло у правопредшественника истца в силу вышеперечисленных норм Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2015 года по делу в„– А58-3095/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ЛЕВОШКО

Судьи
Д.Н.БАНДУРОВ
А.И.СКУБАЕВ


------------------------------------------------------------------