Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.05.2016 N Ф02-2444/2016 по делу N А19-14687/2015
Требование: О признании незаконными отказов регистрирующего органа и обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Предприятию отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество со ссылкой на отсутствие полномочий главы муниципального образования на распоряжение имуществом, заявленным к регистрации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорное имущество не передавалось в собственность муниципальному образованию по передаточному акту.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу в„– А19-14687/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 26 мая 2016 года
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Левошко А.Н., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство р.п. Мегет" Удовиченко Татьяны Ивановны (доверенность от 14.01.2016) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Томшиной Надежды Анатольевны (доверенность от 15.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство р.п. Мегет" Лукиной Ольги Валентиновны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2015 года по делу в„– А19-14687/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кулик Е.Н.; апелляционный суд: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство р.п. Мегет" (далее - предприятие, МУП "МЖКХ р.п. Мегет", ОГРН 1033800516738) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области, ОГРН 1043801066760):
- о признании отказа от 17.06.2015 в„– 38/002/007/2015-851 (02-1414) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "МЖКХ р.п. Мегет" на объект недвижимого имущества: КТПН - 400 кВ, расположенный по адресу: Иркутская область, Ангарский район, р.п. Мегет, во дворе домов в„– 62, 64, 66 по ул. Майская (кадастровый номер 38:26:000000:1774) незаконным;
- о признании отказа от 17.06.2015 в„– 38/002/007/2015-857 (02-1405) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "МЖКХ р.п. Мегет" на объект недвижимого имущества: Сооружение Кл-6 кВ, расположенный по адресу: Иркутская область, Ангарский район, р.п. Мегет, МБУ ГГП (кадастровый номер 38:26:010121:309) незаконным;
- о признании отказа от 17.06.2015 в„– 38/002/007/2015-216 (02-1400) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "МЖКХ р.п. Мегет" на объект недвижимого имущества: Вл-0,4 кВ, расположенный по адресу: Иркутская область, Ангарский район, р.п. Мегет, ул. Сосновая, (кадастровый номер 38:26:010121:302) незаконным;
- о признании отказа от 17.06.2015 в„– 38/002/007/2015-229 (02-1401) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "МЖКХ р.п. Мегет" КТПН - 160 кВ, расположенный по адресу: Иркутская область, Ангарский район, р.п. Мегет, пкр. Школьный (кадастровый номер 38:26:000000:1766) незаконным;
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав путем осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения указанного имущества.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2015 года дела в„– А19-14687/2015, А19-14692/2015, А19-14690/2015, А19-14699/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением общего в„– А19-14687/2015.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 20156 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МУП "МЖКХ р.п. Мегет" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права; просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.Заявитель в кассационной жалобе приводит доводы о несоответствии фактическим обстоятельствам дела выводов судов двух инстанций о правомерности отказов Управление Росреестра по Иркутской области в регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество. Считает, что данное имущество передано Мегетскому муниципальному образованию в силу Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что является основанием для перехода права на спорное имущество.
В возражениях на кассационную жалобу Управление Росреестра по Иркутской области ссылается на необоснованность ее доводов.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, оспариваемыми решениями истцу отказано в регистрации права хозяйственного ведения, в связи с непредставлением сведений о праве собственности на указанные объекты, отсутствием сведений о земельном участке под объектами.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "МЖКХ р.п. Мегет" 15.01.2015 и 22.01.2015 обратилось в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения спорного имущества.
В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию права хозяйственного ведения заявителем были представлены постановления Главы Мегетского МО в„– 242/1 от 04.12.2008, в„– 288 от 25.12.2009, в„– 262 от 29.08.2013 о закреплении имущества за МУП "МЖКХ р.п. Мегет" на праве хозяйственного ведения.
При проверке юридической силы представленных документы ответчиком было установлено отсутствие полномочий главы Мегетского муниципального образования на распоряжение имуществом, заявленным к регистрации, в связи со следующим.В соответствии с законом Иркутской области от 03.04.2007 в„– 23-ОЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Ангарским муниципальным образованием и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями" (далее Закон в„– 23-ОЗ) утвержден перечень безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность, в том числе Мегетского муниципального образования.
Согласно приложению в„– 2 к Закону в„– 23-ОЗ в собственность Мегетского муниципального образования передано муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство п. Мегет", т.е. передано именно предприятие, а не конкретные объекты недвижимого имущества.
В выписке из реестра муниципальной собственности Мегетского муниципального образования от 25.05.2015 в качестве основания возникновения права собственности Мегетского муниципального образования указан передаточный акт от 23.04.2007, в то время как дата возникновения права собственности на данный объект обозначена иная, а именно 14.04.2010.
Поскольку заявленные к регистрации объекты не передавались по передаточному акту от 23.04.2007, положения части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае не применимы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что указанная норма не освобождает передающую сторону от регистрации права собственности на недвижимость, распоряжение которым осуществлено, однако, право Ангарского муниципального образования в ЕГРП не зарегистрировано; доказательства того, что заявленные к регистрации объекты входили в состав предприятия, переданного в 2007 году в Мегетское муниципальное образование, на государственную регистрацию не представлялись; Перечень безвозмездно переданного имущества, находящегося в муниципальной собственности Ангарского муниципального образования в муниципальную собственность Мегетского муниципального образования в Росреестр истцом не представлялся, в то время как передаточный акт от 23.04.2007 не содержит перечня какого-либо имущества, а отсылает к Перечню не представленному регистрирующему органу, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что Росреестр на законных основаниях приостанавливал государственную регистрацию хозяйственного права указанных объектов, а после неисполнения предложения о представлении соответствующих документов, руководствуясь статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правомерно отказал заявителю в совершении государственной регистрации хозяйственного права указанного имущества.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, представление при рассмотрении апелляционной жалобы Перечня безвозмездно переданного имущества, находящегося в муниципальной собственности Ангарского муниципального образования в муниципальную собственность Мегетского муниципального образования, не свидетельствует о незаконности действий Росреестра, поскольку оспариваемые его решения были приняты им в отсутствие указанного документа на законных основаниях.
Доводы истца о том, что Росреестр имел право самостоятельно истребовать указанный Перечень у муниципальных органов, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку как правильно указал суд, Росреестр реализовал указанное право.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, а по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителю предоставлялась отсрочка от уплаты государственной пошлины, последняя подлежит взысканию с него на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2015 года по делу в„– А19-14687/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство р.п. Мегет" (ОГРН 1033800516738) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.СКУБАЕВ

Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
Н.Н.ТЮТРИНА


------------------------------------------------------------------