Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.06.2016 N Ф02-1857/2016 по делу N А33-17648/2015
Требование: О признании недействительными пунктов решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением орган исполнительной власти признан нарушившим законодательство о защите конкуренции путем осуществления функций по обеспечению закупочной деятельности общества, в том числе проведения открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд общества.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как у органа исполнительной власти отсутствуют полномочия по заключению договора на выполнение функций по осуществлению проведения закупок путем проведения конкурсов для нужд общества и проведению закупки для нужд названного хозяйствующего субъекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2016 г. по делу в„– А33-17648/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Юшкарева И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Деревягина М.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Новожиловой Т.П.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Агентства государственного заказа Красноярского края Лобацевич Е.В. (доверенность от 12.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства государственного заказа Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 ноября 2015 года по делу в„– А33-17648/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),

установил:

Агентство государственного заказа Красноярского края (ОГРН 1052460099603, ИНН 2460071692, г. Красноярск; далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 3, 4 решения от 06.07.2015 в„– 161-15-15 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 31 августа 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство Красноярского края, Министерство промышленности энергетики и торговли Красноярского края, Администрация Туруханского района Красноярского края, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ЕнисейТрансУголь", открытое акционерное общество "Туруханскэнерго (далее - ОАО "Туруханскэнерго", общество).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 4, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), статей 49, 50, 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности ненормативного правового акта антимонопольного органа, ссылаясь на то, что право передачи Агентству функций специализированной организации предусмотрено Положением о закупках ОАО "Туруханскэнерго", регламентирующим закупочную деятельность общества в соответствии с Законом о закупках; требования к специализированной организации и к ее статусу названным Законом не установлены, а также действующим законодательством не установлены ограничения или запреты в части передачи юридическими лицами функций по проведению торгов специализированным организациям; основная функция Агентства - определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), следовательно, в рассматриваемом случае Агентство не совмещало функции с функциями хозяйствующего субъекта; в отношении запретов, установленных частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Закон определяет возможность исключений.
В отзыве на кассационную жалобу Красноярское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Красноярское УФАС России и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Агентства в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 21 апреля 2016 года до 26 апреля 2016 года до 14 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Агентства отложено на 26 мая 2016 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей. Представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Красноярское УФАС России поступило заявление ООО "ЕнисейТрансУголь" с жалобой на действия Агентства и ОАО "Туруханскэнерго", выразившиеся, по мнению заявителя, в достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции на рынке поставки угля для нужд ОАО "Туруханскэнерго".
Приказом Красноярского УФАС России от 08.05.2015 в„– 239 возбуждено дело в„– 161-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что в соответствии с Законом о закупках решением Совета директоров ОАО "Туруханскэнерго" от 26.11.2012 утверждено Положение о закупках.
В соответствии с пунктами 4.4, 4.5 Положения заказчик по общему правилу выполняет функции организатора закупки самостоятельно, однако может на основе договора привлечь специализированную организацию, возложив на нее функции организатора закупки. Специализированной организации могут передаваться любые функции Заказчика, в том числе: выбор способа осуществления закупки, разработка документации о закупке, проведение закупки, информационное обеспечение закупки и т.д. Конкретный объем полномочий передаваемых специализированной организации определяется договором.
29.01.2015 глава администрации Туруханского района во исполнение пункта 1.1 протокола совещания Губернатора края от 19.08.2014 в„– 172 с целью обеспечения своевременного завоза топливно-энергетических ресурсов на территории Красноярского края предложил ОАО "Туруханскэнерго" и ООО "Энергопром" провести централизованные закупки на транспортировку и хранение топлива и угля для нужд ЖКХ Туруханского района через Агентство государственного заказа Красноярского края или уполномоченный орган Туруханского района.
18.03.2015 между Агентством и ОАО "Туруханскэнерго" заключен договор в„– 33-01/2015, согласно которому специализированная организация обязуется в интересах заказчика осуществить следующие функции по проведению закупок на основании заявок, направленных заказчиком в адрес специализированной организации: разработать документацию о закупке; провести закупки, в том числе создать комиссию по осуществлению закупок и организовать проведение ее заседаний, определить победителя по итогам проведения закупки и т.д.; информационное обеспечение закупки, в том числе разместить извещение о проведении закупки и документации о закупке, протоколов, составленных в ходе закупки, и иных документов и сведений на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; иные связанные с обеспечением проведения закупки функции. Закупки проводятся в соответствии с Законом закупках и Положением о закупках. Договор является безвозмездным и действует до 31.12.2015 (пункты 3.1. и 4.1.).
Во исполнение указанного договора Агентством 15.04.2015 на официальном сайте в сети интернет опубликовано извещение (в„– 31502260301) о проведении конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд ОАО "Туруханскэнерго" в 2015 году и документация конкурса.
По результатам конкурса 11.06.2015 между ОАО "Туруханскэнерго" и ООО "Таймыр-Энерго" заключен договор в„– 22-02/2015 на поставку угля для нужд общества.
Решением Красноярского УФАС России от 06.07.2015 по делу в„– 161-15-15 Агентство признано нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части осуществления функций по обеспечению закупочной деятельности ОАО "Туруханскэнерго", в том числе проведения открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд ОАО "Туруханскэнерго" в 2015 году (пункт 1). Решено: предписание не выдавать (пункт 2); обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными итогов указанного конкурса (пункт 3), о передаче материалов дела в„– 161-15-15 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Агентства дела об административном правонарушении (пункт 4 решения).
Агентство, полагая, что названное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт антимонопольного органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 в„– 379-ФЗ) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов (часть 2 статьи 1 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона).
При осуществлении функций по организации и проведению закупочных процедур для заказчика специализированная организация (агент) должна действовать от имени заказчика в соответствии с требованиями Закона о закупках, положения о закупках.
Агентство согласно Положению об Агентстве государственного заказа Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2008 в„– 65-п (далее - Положение об агентстве), является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который оказывает государственные услуги, управляет государственной собственностью в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд края (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства экономики и регионального развития края (пункт 1.1.). К его компетенции отнесено: осуществление полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти края, краевых государственных казенных и бюджетных учреждений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд края в соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти края, краевых государственных казенных и бюджетных учреждений с уполномоченным органом, осуществляющим полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей); осуществление полномочий организатора совместных конкурсов или аукционов в случае передачи на основании соглашения части полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона; осуществление полномочий уполномоченного органа муниципального образования края на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашения между Красноярским краем и муниципальным образованием, находящимся на его территории; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков края, муниципальных бюджетных учреждений края при условии предоставления из бюджета края межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условием предоставления которых является централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов (пункты 3.1 - 3.4).
Руководствуясь вышеприведенными положениями Закона о закупках и принимая во внимание компетенцию органа исполнительной власти - Агентства, суды правильно признали отсутствующими у Агентства полномочия по заключению договора на выполнение функций по осуществлению проведения закупок путем проведения конкурсов для нужд ОАО "Туруханскэнерго" и проведению закупки для нужд названного хозяйствующего субъекта. В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения Агентством части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции ввиду совмещения функций органа исполнительной власти и функций хозяйствующего субъекта (ОАО "Туруханскэнерго").
Ссылка заявителя жалобы на то, что право передачи Агентству функций специализированной организации предусмотрено Положением о закупках ОАО "Туруханскэнерго", несостоятельна, поскольку Законом о закупках не предусмотрено право органов исполнительной власти осуществлять функции по обеспечению закупочной деятельности лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона.
Довод заявителя о том, что основная функция Агентства - определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), следовательно, в рассматриваемом случае оно не совмещало функции с функциями хозяйствующего субъекта, не может быть принят во внимание, как не основанный на вышеуказанных положениях пунктов 3.1. - 3.4. Положения об Агентстве, согласно которым закупки осуществляются для государственных нужд края. В рассматриваемом случае Агентство действовало в интересах ОАО "Туруханскэнерго", осуществляющего закупки для собственных нужд.
Доводы заявителя кассационной жалобы о возможности исключений в отношении запретов, установленных частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не могут быть учтены, поскольку Агентством не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая органу исполнительной власти осуществлять вышеупомянутые функции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 ноября 2015 года по делу в„– А33-17648/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
И.Ю.ЮШКАРЕВ


------------------------------------------------------------------