Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2016 N Ф02-5290/2016 по делу N А19-960/2016
Требование: О признании недействительными пунктов решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением антимонопольный орган признал конкурсную комиссию нарушившей п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку конкурсная комиссия указала только результат оценки и не отразила порядок проведения оценки, основания присвоения участнику таковой оценки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. по делу в„– А19-960/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Дягилевой А.В. (доверенность от 22.12.2015 в„– 17), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Тищенко В.А. (доверенность от 11.01.2016 в„– 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 апреля 2016 года по делу в„– А19-960/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),

установил:

Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 5 решения от 02.11.2015 в„– 568 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: областное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (ОГРН 1033801011903, ИНН 3808059441, г. Иркутск; далее - ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области"), акционерное общество "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ" (ОГРН 1023801003060, ИНН 3808004756, г. Иркутск; далее - АО "ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ", общество).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 8 статьи 32, части 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 в„– 1085 (далее - Правила оценки в„– 1085), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что протокол оценки заявок от 19.10.2015 содержит всю информацию, предусмотренную частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе, в том числе порядок оценки заявок на участие в конкурсе, изложенный как порядок расчета присвоенного балла; порядок оценки установлен в пункте 24 Информационной карты конкурсной документации, в нем определены критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, в том числе порядок рассмотрения и оценки таких заявок; количество баллов, присваиваемых заявке по указанным показателям, определялось как среднее арифметическое (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке по каждому из указанных показателей.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Министерства и Иркутского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, уполномоченным органом - Министерством на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликованы: 14.09.2015 извещение о проведении открытого конкурса в„– 0134200000115003054, а также конкурсная документация открытого конкурса на право заключения контракта на проведение строительного контроля при осуществлении реконструкции автомобильной дороги "Иркутск - Листвянка" на участке км 12 - км 29 в Иркутском районе Иркутской области (I, II этапы); 23.09.2015 - изменения извещения о проведении открытого конкурса. 19.10.2015 года конкурсной комиссией проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Согласно протоколу в„– 44-ОК/15/2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заявке АО "ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ" по показателю "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присвоено 0 баллов.
АО "ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ" обратилось в Иркутское УФАС России с жалобой на действия единой комиссии при проведении открытого конкурса.
Антимонопольным органом установлено, что в протоколе в„– 44-ОК/15/2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" указан только результат оценки, а именно выставленные баллы, а не порядок оценки; не указана причина, по которой заявкам по названному показателю присвоено 0,50 или 100 баллов, а также информация, сведения, данные, указанные в предложениях о качестве оказываемых услуг, послужившие основанием для присвоения указанного количества баллов.
Решением Иркутского УФАС России от 02.11.2015 в„– 568 жалоба общества признана частично обоснованной (пункт 1); Конкурсная комиссия признана нарушившей пункт 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе (пункт 2); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности (пункт 5).
Министерство, полагая, что названные пункты решения не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что решение антимонопольного органа в оспариваемой части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (часть 4). Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5). Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором среди прочей должна содержаться информация о порядке оценки заявок на участие в конкурсе; о присвоенных заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе (пункты 5, 6 части 10).
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 3 Правил оценки в„– 1085 "оценкой" признается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из правового смысла и содержания приведенных норм, суды правильно признали, что в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе должен быть отражен процесс (обоснование) присвоения заявкам участников того или иного количества баллов в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в конкурсной документации.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что конкурсная комиссия, присвоив АО "ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ" по показателю "Качество услуг" 0 баллов, в нарушение пункта 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе указала только результат оценки (количество баллов) и не отразила порядок проведенной оценки, основания присвоения участнику именно указанной оценки.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Доводы жалобы о том, что порядок оценки установлен в пункте 24 Информационной карты конкурсной документации, в нем определены критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, в том числе порядок рассмотрения и оценки таких заявок; количество баллов, присваиваемых заявке по указанным показателям, определялось как среднее арифметическое (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке по каждому из указанных показателей, не могут быть учтены, поскольку не опровергают вывод судов двух инстанций об отсутствии в протоколе от 19.10.2015 порядка оценки, который должен производиться в соответствии с требованиями к критериям и порядку оценки, установленными в конкурсной документации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 апреля 2016 года по делу в„– А19-960/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ


------------------------------------------------------------------