Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.10.2016 N Ф02-4990/2016 по делу N А19-17977/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
Обстоятельства: Отказ мотивирован несоответствием проекту регенерации - нахождением земельного участка в зоне зеленых насаждений, газонов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку основание, указанное муниципальным органом, не является достаточным для отказа в предоставлении обществу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, поскольку не предусмотрено постановлением администрации г. Иркутска от 26.06.2013 N 031-06-1489/13.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. по делу в„– А19-17977/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации города Иркутска - Борисова А.А. (доверенность от 23.09.2016);
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области - Ощепковой А.А. (доверенность от 01.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 апреля 2016 года по делу в„– А19-17977/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дягилева И.П., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),

установил:

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (далее - Уполномоченный) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации города Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике (далее - комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Гранд Форт" путем выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Гранд Форт" (ОГРН: 1033801535140; ИНН: 3811051442; г. Иркутск; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2016 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из кассационной жалобы следует, что выводы судов о несоответствии оспариваемого отказа нормам действующего законодательства являются неправомерными, поскольку сделаны без надлежащей правовой оценки представленного комитетом проекта регенерации исторического квартала 130 в границах улиц 3-го Июля, Кожова, Седова в г. Иркутске, утвержденного Управлением архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска 14.09.2012 (далее - проект регенерации).
Кроме того, суды незаконно возложили на комитет обязанность устранить допущенное нарушение прав общества.
В отзыве на кассационную жалобу Уполномоченный просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01 сентября 2016 года удовлетворено ходатайство комитета, исполнение решения обжалуемых судебных актов приостановлено на срок до принятия постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 12 по 19 октября 2016 года до 12 часов 45 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru.
После окончания перерыва представители участвующих деле лиц, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: жилой дом, общей площадью 83,2 кв. м, инв. в„– 25:401:001:020074430, адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Кожова, д. 19, кадастровый номер: 38:36:000021:0273:25:401:001:020074430; земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, общая площадь 945 кв. м, адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Кожова, уч. 19, кадастровый номер: 38:36:000021:0273 (далее - земельный участок).
Общество 14.12.2012 обратилось в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "апартамент-отель с подземной автостоянкой".
Письмом от 09.10.2013 в„– 945-70-5594/3 комитет отказал обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2014 года по делу в„– А19-94/2014 вышеуказанный отказ признан незаконным как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Федеральному закону от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Общество 19.08.2014 вновь обратилось в комитет с заявлением о пересмотре решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка от 09.10.2013 в„– 945-70-5594/3.
Комитет в письме от 28.08.2014 в„– 945-70-4660/14 сообщил обществу об изменении на территории города Иркутска процедуры предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном статьями 37, 39 Градостроительного кодекса, путем выбора правообладателем земельного участка самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований установленных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, либо путем получения в установленном порядке разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.Общество 04.09.2014 обратилось к председателю комиссии по подготовке правил землепользования и застройки города Иркутска с заявлением о рассмотрении возможности внесения изменений в правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденные решением Думы города Иркутска 26.11.2013 в„– 005-20-530901/3, для планировочного микрорайона 01:09:00 (ОДЗ-201) и предоставлении разрешения на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: "Апартаменты" и "подземная автостоянка".
Комитет письмом от 19.09.2014 в„– 945-70-5054/4 сообщил обществу, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска в отношении указанной территории будут рассмотрены на ближайшем заседании комиссии по подготовке правил землепользования и застройки, а также, что разработанный проект по внесению изменений в правила землепользования и застройки подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Комитет указал на необходимость в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса обратиться за предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на имя председателя комиссии по подготовке правил землепользования и застройки, сообщил, какие документы должны быть представлены с указанным заявлением.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества к Уполномоченному с заявлением об оказании содействия в восстановлении своих нарушенных прав и законных интересов.
Реализуя предоставленные законом полномочия, Уполномоченный 17.09.2014 обратился к председателю комитета с запросом о предоставлении информации о результатах рассмотрения заявления общества от 04.09.2014, в ответ на который комитет письмом от 03.10.2014 в„– 945-70-5346/4 сообщил, что комиссией по подготовке правил землепользования и застройки 19.09.2014 рассмотрено заявление общества и принято решение в правилах землепользования и застройки части территории города Иркутска в градостроительных регламентах зоны ОДЗ-201 в условно разрешенных видах использования дополнительно предусмотреть вид использования - "гостиница с подземной автостоянкой" с соответствующими градостроительными регламентами.
На запрос Уполномоченного от 15.10.2014 в„– 440-РУП о сроках утверждения изменений в правила землепользования и застройки части территории города Иркутска комитет в письме от 30.10.2014 в„– 945-70-5930/14 сообщил, что управлением архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска проводится работа по организации публичных слушаний по вопросам внесения изменений в правила землепользования и застройки, а также, что проект внесения изменений в правила землепользования и застройки части территории города Иркутска включающий в себя земельный участок по ул. Кожова, 19, будет направлен в Думу города Иркутска для утверждения в ноябре 2014 года.
На основании постановлений администрации от 05.11.2014 в„– 031-06-1230/4 и от 02.02.2015 в„– 031-06-60/5 состоялись публичные слушания (10.11.2014 и 06.02.2015) по проектам о внесении изменений в правила землепользования и застройки, по результатам которых замечания и предложения относительно установления в планировочном районе 01:09:00 в зоне делового, общественного, коммерческого назначения условно разрешенного вида использования "гостиница с подземной автостоянкой" не поступили.
Общество 09.04.2015 вновь обратилось к председателю комиссии по подготовке правил землепользования и застройки города Иркутска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - "гостиница с подземной автостоянкой" в отношении принадлежащих ему на праве собственности вышеуказанных объектов недвижимости.
Комитет в письме от 20.04.2015 в„– 945-70-1512/15м указал, что в соответствии с частью 11 статьи 39 Градостроительного кодекса вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства будет вынесен на ближайшее заседание комиссии по подготовке правил землепользования и застройки г. Иркутска без проведения публичных слушаний.
В письме от 26.06.2015 в„– 945-70-2413/15 комитет сообщил Уполномоченному, что комиссией по подготовке правил землепользования и застройки г. Иркутска 20.05.2015 рекомендовано предоставить обществу разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Между тем комитет в письме от 24.08.2015 в„– 059-72-507/5 уведомил Уполномоченного, что 14.08.2015 на заседании комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в новом составе принято решение подготовить рекомендации об отказе обществу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "гостиница с подземной автостоянкой" земельного участка в связи несоответствием проекту регенерации - нахождением земельного участка в зоне зеленых насаждений, газонов.
По этим основаниям письмом от 08.09.2015 в„– 945-70-3463/15 комитет отказал обществу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и объекта капитального строительства "гостиница с подземной автостоянкой".
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения Уполномоченного в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ комитета в предоставлении обществу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства не соответствует требованиям Градостроительного кодекса, Порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства на территории города Иркутска и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд отклонил ссылку комитета на проект регенерации, так как указанный документ не является актом градостроительного законодательства, его наличие не являлось препятствием для осуществления ранее проведенной процедуры по проведению публичных слушаний и изменению правил землепользования и застройки относительно установления в планировочном районе 01:09:00 в зоне делового, общественного, коммерческого назначения условно разрешенного вида использования "гостиница с подземной автостоянкой". К тому же указанное комитетом основание отказа не предусмотрено Порядком предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства на территории города Иркутска.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы арбитражных судов по данному делу.Правильно руководствуясь нормами статьи 39 Градостроительного кодекса, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на территории города Иркутска процедура предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства регламентируется Порядком предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства на территории города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 26.06.2013 в„– 031-06-1486/13 (далее - Порядок).
Пункт 2 Порядка, как и часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса, содержит положение о принятии решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования с учетом результатов публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в соответствии с Положением о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденным решением Думы города Иркутска от 31.08.2005 в„– 004-20-160180/5, комиссией по подготовке правил землепользования и застройки, состав, порядок организации и деятельности которой определяется постановлением мэра г. Иркутска от 15.08.2005 в„– 031-06-1401/5 "О комиссии по подготовке правил землепользования и застройки".
Согласно пунктам 15.1, 15.2, 15.3 Порядка основаниями для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования являются: отказ заявителя от предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования путем подачи заявления; нарушение требований земельного и градостроительного законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, положений утвержденных градостроительных регламентов; несоответствие указанного заявителем вида использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства условно разрешенным видам использования, указанным в правилах землепользования и застройки части территории города Иркутска.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства (письма комитета от 30.10.2014 в„– 945-70-5930/14, от 20.04.2015 в„– 945-70-1512/15, копию газеты "Иркутск официальный" от 07.04.2015 в„– 16 (581), письма комитета от 20.04.2015 в„– 945-70-1512/15, от 26.06.2015 в„– 945-70-2413/15) суды пришли к выводу, что на основании постановлений администрации г. Иркутска от 05.11.2014 в„– 031-06-1230/4 и от 02.02.2015 в„– 031-06-60/5 10.11.2014 и 06.02.2015 состоялись публичные слушания по проектам о внесении изменений в правила землепользования и застройки, по результатам которых замечания и предложения относительно установления в планировочном районе 01:09:00 в зоне делового, общественного, коммерческого назначения условно разрешенного вида использования - "гостиница с подземной автостоянкой" не поступили; комиссией по подготовке правил землепользования и застройки г. Иркутска 20.05.2015 рекомендовано предоставить ООО "Гранд Форт" разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Комитет в письме от 08.09.2015 в„– 945-70-3463/15 отказал ООО "Гранд Форт" в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка со ссылкой на пункт 15 Порядка, мотивировав отказ несоответствием указанного заявителем вида использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства проекту регенерации.
При установлении факта выполнения комитетом предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса и Порядком действий по осуществлению надлежащей процедуры предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования суды двух инстанций обоснованно указали, что изложенное в письме от 08.09.2015 в„– 945-70-3463/15 основание не является достаточным для отказа в предоставлении обществу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, поскольку не предусмотрено пунктом 15 Порядка.
В этой связи доводы кассационной жалобы не влияют на законность мотивированных и обоснованных выводов судов.
Довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для возложения обязанности устранить допущенное нарушение прав общества не соответствует положениям части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Согласно статье 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанции (часть 1).
Исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления (часть 4).
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 апреля 2016 года по делу в„– А19-17977/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 04 апреля 2016 года по делу в„– А19-17977/2015 и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2016 года по тому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------