Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.10.2016 N Ф02-5566/2016 по делу N А74-11761/2015
Требование: О признании недействительным представления о выявленных нарушениях бюджетного законодательства.
Обстоятельства: Оспариваемым представлением указано на неправомерное использование средств фонда, а также на несоблюдение исполнительным органом условия получения средств фонда, выразившееся в необеспечении финансирования расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, на определенную сумму.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказано нарушение положений ст. ст. 95, 133.3 БК РФ, ч. ч. 2, 10 ст. 50 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ, выразившееся в неправомерном использовании средств фонда.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. по делу в„– А74-11761/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Мельник Л.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Машиной Ю.И.
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей Министерства финансов Республики Хакасия Голощапова Д.В. (доверенность от 16.12.2015 в„– 33-д); Свинаренко В.В. (доверенность от 16.12.2015 в„– 27-д);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 марта 2016 года по делу в„– А74-11761/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),

установил:

Министерство финансов Республики Хакасия (далее - Минфин, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным представления от 30.09.2015 в„– 64 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее - ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия).
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции произведена замена ответчика - ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия на его правопреемника - Управление федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - УФК по Республике Хакасия, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 6, 31, 35, 38.2, 41, 47, 95, 133.3, 241.1, 242, главы 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 325-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 326-ФЗ), пунктов 2, 3, 7 Правил финансового обеспечения в 2011 - 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 в„– 85 (далее - Правила в„– 85), Постановления Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 в„– 151 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия", пункта 25 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Административный регламент), пункта 7 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 в„– 1092 (далее - Правила в„– 1092), нарушения статей 6, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований или направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности представления ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия, ссылаясь на то, что денежные средства, поступившие из Фонда обязательного медицинского страхования, использовались на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения при отсутствии нарушений требований бюджетного законодательства; в Республику Хакасия были направлены иные межбюджетные трансферты, а не субсидии; все полученные денежные средства находились на едином счете бюджета и направлялись только по целевому назначению, что подтверждается отчетами и проведенной встречной проверкой главного распорядителя бюджетных средств - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия за аналогичный период времени; выводы судов об использовании Министерством денежных средств на исполнение расходных обязательств Республики Хакасия неправомерно сделаны на основании разных отчетов, служащих для конкретных целей и задач и осуществления контроля за денежными средствами (Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации ф.0503320) и Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета ф.0531819); в силу статей 41, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является собственным доходом бюджета субъекта Российской Федерации (Республики Хакасия); поскольку в бюджет Республики Хакасия средства федерального фонда обязательного медицинского страхования поступили как иные межбюджетные трансферты, Министерство, как орган государственной власти, вправе самостоятельно определять направление расходования этих средств; финансовый орган субъекта Российской Федерации должен обеспечить организацию процесса исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, позволяющую обеспечить ликвидность средств бюджета, в целях исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации; Министерством был возвращен остаток межбюджетного трансферта, не использованный по состоянию на 1 января текущего финансового года в первые 15 рабочих дней заявкой на возврат от 28.01.2015 в„– 1; Министерство не принимало на себя никаких обязательств при заключении Соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта, а осуществляло бюджетные полномочия по планированию и исполнению республиканского бюджета; контроль за выполнением условий заключенного Соглашения осуществлялся Министерством регионального развития Республики Хакасия; ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия незаконно квалифицировало действия Министерства как неправомерное использование средств Фонда, такое нарушение не предусмотрено главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель считает необоснованным вывод судов о необеспечении Министерством выполнения задач и достижения целей (значений показателей результативности), установленных при предоставлении целевых средств; срок ввода перинатального центра в эксплуатацию до 01.09.2016. Полагая необоснованными выводы судов о законности пункта 2 представления, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что внесенные Законом Республики Хакасия от 01.12.2014 в„– 98-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" изменения не привели к уменьшению общего объема средств Фонда; средства Фонда предоставлялись на весь период реализации мероприятий Программы (2014 - 2016 годы).
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов об отсутствии нарушения прав и законных интересов Министерства оспариваемым представлением не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В отзыве на кассационную жалобу УФК по Республике Хакасия считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
УФК по Республике Хакасия, заявлявшее ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Министерства в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 12 октября 2016 года до 19 октября 2016 года до 14 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
Прокуратура Республики Хакасия обратилась с заявлением от 17.10.2016 в„– 8р-2016 о вступлении в дело на основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев заявление прокуратуры, суд кассационной инстанции с учетом характера спора и состава участвующих в деле лиц пришел к выводу о возможности применительно к части 5 статьи 52 Кодекса допустить прокуратуру Республики Хакасия к участию в настоящем деле.
Прокуратура Республики Хакасия в отзыве на кассационную жалобу с приложением доказательств направления отзыва лицам, участвующим в деле, считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Ходатайство прокуратуры Республики Хакасия об отложении судебного заседания в связи с тем, что сторонам необходимо время для ознакомления с доводами ее отзыва, не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 в„– 161 утверждена региональная программа "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", которая включает подпрограмму "Строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра на 150 коек в г. Абакане". Согласно Перечню подпрограммных мероприятий (таблица 4) объем финансирования запланирован на 2014 год в сумме 2 284 116 700 рублей, в том числе субсидии - 2 254 116 700 рублей, средства бюджета Республики Хакасия - 30 000 000 рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 в„– 1873-р утверждено распределение по субъектам Российской Федерации субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров, в том числе Республике Хакасия в сумме 2 254 116 700 рублей.
30.01.2014 между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и Правительством Республики Хакасия заключено Соглашение о финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения Республики Хакасия (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра) (далее - Соглашение) на условиях софинансирования, по условиям которого общая сумма средств на строительство перинатального центра составляет 3 509 116 700 рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 1 255 000 000 рублей (35,8 процента), за счет средств Фонда - 2 254 116 700 рублей (64,2 процента), срок исполнения мероприятия - 01.09.2016.
В силу пункта 4.1 Соглашения Правительство Республики Хакасия обеспечивает финансовое обеспечение расходных обязательств на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра в 2014 - 2016 годах в размере 3 509 116 700 рублей, в том числе в 2014 году субсидии Фонда - 2 254 116 700 рублей, средства бюджета Республики Хакасия - 30 000 000 рублей.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по строительству перинатального центра определено Министерство регионального развития Республики Хакасия.
Во исполнение Соглашения из бюджета Фонда в республиканский бюджет поступили денежные средства: платежным поручением от 07.02.2014 в„– 128 в сумме 1 127 058 700 рублей, от 30.10.2014 в„– 563 - в сумме 1 127 058 000 рублей.
Министерству регионального развития Республики Хакасия (главный распорядитель бюджетных средств по осуществлению расходов на строительство перинатального центра) Министерством доведены бюджетные ассигнования в размере 2 254 117 000 рублей.
ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия на основании обращения Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия от 22.05.2015 в„– 777809, в соответствии с приказом от 29.06.2015 в„– 119 и удостоверением в„– 119 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Министерством бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса в части предоставленных в республиканский бюджет Республики Хакасия из бюджета Фонда межбюджетных трансфертов на строительство перинатального центра за период с 01.01.2014 по 30.06.2015.
В ходе проведения проверки ТУ Росфиннадзора установлено, что в нарушение статей 35, 95, 133.1, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 2, 10 статьи 50 Федерального закона в„– 326-ФЗ, условий Соглашения от 30.01.2014 в результате действий Минфина Республики Хакасия по организации исполнения бюджета допущено неправомерное использование средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в сумме 2 217 113 815 рублей 14 копеек на исполнение текущих расходных обязательств Республики Хакасия, не связанных с целями получения межбюджетных трансфертов; а также в нарушение части 7 статьи 50 Федерального закона в„– 326-ФЗ, пункта 4.1 Соглашения от 30.01.2014 не обеспечено финансовое обеспечение расходных обязательств на строительство Перинатального центра за счет средств Фонда в сумме 1 817 709 000 рублей, тем самым не соблюдены условия предоставления средств Фонда.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 11.08.2015 в„– 119.
ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия вынесено представление от 30.09.2015 в„– 64, которое содержит требование рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения: неправомерное использование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования; несоблюдение условий получения средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выразившееся в необеспечении финансирования расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, и принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 дней с даты его получения.
Министерство, полагая, что названное представление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме: субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты (статья 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 50 Федерального закона в„– 326-ФЗ в 2013-2016 годах осуществляется реализация программ в целях, установленных пунктом 1 части 3 настоящей статьи, в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров (часть 1). Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются, в частности, на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования (пункт 1 части 3). Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий (часть 6). Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7). В период реализации программ, указанных в части 1 настоящей статьи, остатки средств на 1 января очередного финансового года, образовавшиеся в бюджетах территориальных фондов (бюджетах субъектов Российской Федерации) в результате неполного использования в текущем финансовом году средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда (бюджетов территориальных фондов) на финансовое обеспечение программ в целях, установленных пунктом 1 части 3 настоящей статьи, для строительства перинатальных центров, могут быть использованы в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных средствах в соответствии с решением Федерального фонда с внесением соответствующих изменений в программы и в предусмотренные частью 7 настоящей статьи соглашения (часть 10).
Порядок предоставления и расходования в 2011 - 2016 годах субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации установлен Правилами в„– 85.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил в„– 85 субсидии предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее - субсидии). Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Фонда на 2011 - 2016 годы, и в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашение) на условиях, перечисленных в пункте 3.
Исходя из анализа приведенных норм в их совокупности, суды пришли к правильному выводу о том, что средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Фонда в виде субсидий; при этом средства субсидий должны быть использованы на определенные цели, а именно, на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что из бюджета Фонда в республиканский бюджет поступили денежные средства в сумме 2 254 116 700 рублей на строительство перинатального центра; согласно Закону Республики Хакасия от 12.05.2015 в„– 43-ЗРХ "Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2014 год" (приложение в„– 1) доходы республиканского бюджета за счет средств Фонда в 2014 году составили 2 254 117 000 рублей; при этом фактические расходы на строительство перинатального центра с учетом расходов на присоединение к коммуникационным системам и ведение авторского надзора составили 66 057 000 рублей, в том числе за счет средств Фонда - 37 003 000 рублей, за счет средств бюджета Республики Хакасия - 29 054 000 рублей (приложение в„– 3 к названному Закону Республики Хакасия). Фактический объем расходов, произведенных в 2014 году за счет средств Фонда, составил 1,65 процента от суммы полученных средств. Средства Фонда в сумме 2 217 113 815 рублей 40 копеек по состоянию на 01.01.2015 не были использованы на строительство перинатального центра. Фактическое отсутствие средств субсидии в бюджете в полном объеме по состоянию на 01.01.2015 подтверждается материалами дела и Министерством документально не опровергнуто; в течение финансового года межбюджетные трансферты на строительство перинатального центра использованы Министерством на исполнение расходных обязательств Республики Хакасия, не связанных с целями получения субсидии.
Как установлено судами, полномочия заказчика по строительству перинатального центра переданы Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ РХ "УКС"). ГКУ РХ "УКС" в 2014 году оплачены работы на сумму 37 002 884 рубля 86 копеек. По контрагенту ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой" за 2014 год по состоянию на 01.01.2015 посредством субсидии на строительство перинатального центра числилась кредиторская задолженность в сумме 21 881 469 рублей 24 копейки. Заявка Министерства регионального развития Республики Хакасия от 15.12.2014 в„– 5979 на сумму 21 881 469 рублей 24 копейки Министерством не профинансирована при наличии соответствующего остатка средств.
Таким образом, суды обоснованно признали доказанным ТУ Росфиннадзора, что Министерством не обеспечено выполнение задач и достижение целей предоставления субсидии, поскольку средства межбюджетного трансферта не были направлены на строительство перинатального центра даже при наличии кредиторской задолженности перед подрядчиком за выполненные работы. Вместе с тем данные денежные средства отсутствовали на лицевом счете Министерства.
Принимая во внимание установленные судами названные фактические обстоятельства данного конкретного дела, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов двух инстанций о доказанности нарушения Министерством положений статей 95, 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 2, 10 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ, пункта 2 Правил в„– 85, выразившемся в неправомерном (не в соответствии с установленным нормами права порядком) использовании средств Фонда.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия незаконно квалифицировало действия Министерства как неправомерное использование средств Фонда, не предусмотренное главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению судом кассационной инстанции. В данном случае органом финансового контроля выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и вынесено представление. В силу статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление является мерой реагирования на установленное в ходе государственного финансового контроля нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Главой 30 указанного Кодекса установлены виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения за их совершение. В рассматриваемом случае Управление не вменяло Министерству совершение бюджетного правонарушения, за совершение которого применяются соответствующие меры бюджетного принуждения.
Помимо этого, суды признали доказанным ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия нарушение Министерством статей 95, 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ, пункта 4.1 Соглашения от 30.01.2014 ввиду необеспечения финансирования расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, на сумму 1 817 709 000 рублей.
Судами установлено, что Законом Республики Хакасия от 01.12.2014 в„– 98-ЗРХ в Ведомственную структуру расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2014 год (приложение в„– 8) Закона Республики Хакасия от 25.12.2013 в„– 118-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" внесены изменения, в результате которых утвержденные на 2014 год расходы на строительство перинатального центра за счет средств Фонда в сумме 1 817 709 000 рублей перенесены на 2015 год. Однако согласно информации Фонда (от 28.07.2015 в„– 4547/26-1) и Министерства здравоохранения Российской Федерации (от 29.08.2015 в„– 15-4/10/2-4261) сведения о внесении изменений в бюджет Республики Хакасия в части уменьшения средств Фонда на 1 817 709 000 рублей, как это предусмотрено пунктом 4.7 Соглашения, Правительством Республики Хакасия не предоставлялись.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что субсидия является собственным доходом бюджета субъекта Российской Федерации, все полученные денежные средства находились на едином счете бюджета, исполнение бюджета осуществлялось по расходам с единого счета бюджета в пределах фактического остатка средств на нем, что соответствует положениям статей 35, 41, 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, были предметом надлежащего исследования и оценки судами двух инстанций и отклонены обоснованно и мотивированно при правильном применении указанных норм материального права и с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что средства Фонда предоставлялись на весь период реализации мероприятий Программы (2014 - 2016 годы), не может быть учтен судом как не соответствующий содержанию региональной программы "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 в„– 161, согласно которой средства Фонда предоставляются в 2014 году в сумме 2 254 116 700 рублей, в 2015, 2016 годах финансирование из средств Фонда не предусмотрено.
Обоснованно отклонен судами и довод Министерства о том, что оно не принимало на себя никаких обязательств при заключении Соглашения, а осуществляло бюджетные полномочия по планированию и исполнению республиканского бюджета. При этом суды исходили из того, что согласно пункту 2 статьи 154, абзацу 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации возлагается на соответствующий финансовый орган субъекта Российской Федерации, которым в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктов 4.3.14, 4.3.21, 4.3.44, 4.4.1, 4.5.1 Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 в„– 151, является Министерство, и является его бюджетным полномочием. Исполнение условий Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, которыми было предусмотрено обязательство Республики Хакасия на финансирование со стороны республиканского бюджета, предполагало непосредственное участие Министерства. В этой связи суды посчитали правомерным признание Министерства нарушившим нормы бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, как органа, непосредственно вовлеченного в процесс исполнения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.
При таких обстоятельствах суды пришли обоснованному и мотивированному выводу о законности оспариваемого представления ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия от 30.09.2015 в„– 64.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены, как не влияющие на правильность данного вывода судов и направленные на переоценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 марта 2016 года по делу в„– А74-11761/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ


------------------------------------------------------------------