Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.10.2016 N Ф02-5806/2016 по делу N А19-3792/2016
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением уполномоченный орган отказал в осуществлении кадастрового учета объекта на основании п. 5 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку у уполномоченного органа не имелось оснований считать, что государственный орган как орган, уполномоченный собственником на распоряжение земельным участком, является ненадлежащим лицом и не имеет права на подачу заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, прекратившего существование.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу в„– А19-3792/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" Буяльской О.Г. (доверенность от 02.10.2015 в„– 69-д),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2016 года по делу в„– А19-3792/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.П.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),

установил:

Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Учреждение) о признании незаконным решения в„– 3800/608/15-54736 от 22.12.2015 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта учета, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная; об обязании устранить допущенное нарушение прав Министерства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Брэйм" (далее - ООО "Брэйм").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал Учреждение восстановить нарушенные права заявителя.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года решение суда от 13 мая 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами статьи 2, пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости), неприменения положений статьи 131, пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 20 октября 2016 года до 10 часов 30 минут 27 октября 2016 года, о чем сделано публичное извещение.
После окончания перерыва в судебном заседании представители сторон участия не принимали.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 15.12.2015 Министерством в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области подано заявление о снятии с кадастрового учета в связи с его фактическим отсутствием (сносом) объекта недвижимости - нежилого 1-этажного железобетонного здания (лит. Ю), площадью 844,2 кв. м, инв. номер 25:401:001:020232080, кадастровый номер 36:36:000002:2603, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная.
К заявлению был приложен акт обследования от 10.12.2015 г., составленный кадастровым инженером Крупельницкой А.Г., которой установлено: нежилое 1-этажное здание (лит. Ю) 1973 года постройки (кадастровый номер 38:36:000002:2603), расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, б/н, общей площадью 844,2 кв. м снесено.
Решением от 22.12.2015 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало в осуществлении кадастрового учета объекта, расположенного по адресу: Иркутская область, ул. Полярная, на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости.
Как следует из пункта 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
В качестве основания для отказа в решении указано, что с заявлением обратилось лицо, не являющееся ни собственником земельного участка, ни собственником снесенного объекта недвижимого имущества, поскольку по сведениям ГКН на спорное нежилое здание зарегистрировано право собственности, правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером 38:36:000002:2603 является ООО "Брэйм".
Министерство оспорило названный отказ в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанции правомерно исходили из следующих установленных обстоятельств.
Спорный объект был расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000002:28, государственная собственность на который не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 в„– 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" и пунктом 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 в„– 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительства Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 в„– 264/43-пп.
Таким образом, как верно признали суды, Министерство как исполнительный орган государственной власти Иркутской области обеспечивает соблюдение прав собственника в отношении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 6 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости закреплено, что с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.
При таких условиях у Учреждения не имелось оснований считать, что Министерство, как орган, уполномоченный собственником на распоряжение земельным участком, является ненадлежащим лицом и не имеет права на подачу заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, прекратившего существование.
Поскольку названный отказ Учреждения нарушает права Министерства на распоряжение земельным участком, суды на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признали его незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы состоят в ином ошибочном толковании положений пункта 6 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости, однако, суды правомерно исходили из того, что в Законе о кадастре недвижимости закреплено право собственника земельного участка обратиться в Учреждение с вышеназванным заявлением, если объект недвижимости, который был расположен на земельном участке, прекратил существование.
Доводы о том, что право собственности ООО "Брэйм" на нежилое здание никем не отменено и не оспорено и является доказательством существования данного объекта, проверены.
Основанием снятия объекта недвижимости с кадастрового учета послужил акт обследования от 30.11.2015, подтверждающий факт отсутствия спорного объекта, по форме и содержанию соответствующий требованиям статьи 42 Закона о кадастре недвижимости. Как следует из части 1 статьи 42 Закона о кадастре недвижимости, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.
Кроме того, Закон о кадастре недвижимости, положения которого обязательны для Учреждения, не содержит требования одновременного снятия объекта недвижимости с кадастрового учета и прекращения права собственности на этот объект.
При таких условиях Министерство и ООО "Брэйм" вправе ставить вопрос о разрешении гражданско-правового спора о праве собственности на данный объект, но не в рамках настоящего дела, правомерно рассмотренного судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2016 года по делу в„– А19-3792/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------