Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.10.2016 N Ф02-6161/2016 по делу N А33-10257/2015
Требование: О признании отсутствующим права собственности на часть железнодорожного пути.
Обстоятельства: Право собственности на один и тот же объект зарегистрировано за разными лицами. Встречные требования: О признании отсутствующим права собственности на подъездной путь, железнодорожный путь необщего пользования.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не выяснялось, какие железнодорожные пути были приватизированы третьим лицом, в то время как это обстоятельство является значимым для правильного разрешения спора, так как государство не могло вновь приватизировать то же самое имущество путем внесения в уставный капитал другого предприятия, не дана оценка представленным доказательствам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. по делу в„– А33-10257/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Бандурова Д.Н., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ниникиной В.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителей: общества с ограниченной ответственностью "Альфа" - Рудиша В.А. (доверенность от 30.03.2016, паспорт), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Шикуткиной А.А. (доверенность от 06.10.2015, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2016 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года по делу в„– А33-10257/2015 (суд первой инстанции - Лесков Р.В., суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Бабенко А.Н., Хабибулина Ю.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" (ИНН 2460001399, ОГРН 1022401798209, далее - ООО "Альфа") о признании отсутствующим права собственности ООО "Альфа" на часть железнодорожного пути, назначение: нежилое, протяженность 477 м, инв. в„– 04:401:001:0000490:0004, кадастровый номер 24:50:0700263:0:1, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Затонская, д. 42, соор. 38, от предельного столба до стрелочного перевода в„– 810.
ООО "Альфа" заявлены встречные исковые требования к ОАО "РЖД" о признании отсутствующим права собственности ОАО "РЖД" на:
- подъездной путь в„– 4см и переезд охраняемый протяженностью 612 м инв. в„– 04:401:002:001380040:0001, лит. 1, 2 по адресу: г. Красноярск, ст. Злобино, от стрелочного перевода в„– 805 до КП;
- железнодорожный путь необщего пользования в„– 3см инв. в„– 04:401:002:001657160:0001, лит. 1 по адресу: г. Красноярск, ст. Злобино от стрелочного перевода 810 до упора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - третье лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года, исковое требование ОАО "РЖД" к ООО "Альфа" удовлетворено в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований ООО "Альфа" к ОАО "РЖД" отказано.
Обжалуя в кассационном порядке принятые по делу судебные акты, ООО "Альфа" просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края. В обоснование доводов по кассационной жалобе указано на нарушение судами норм материального и процессуального права. Суды, по мнению заявителя жалобы, не дали оценку представленным ООО "Альфа" доказательствам, подтверждающим приватизацию спорных железнодорожных путей в 1992 году Красноярским заводом строительных материалов - правопредшественником общества с ограниченный ответственностью "Гипсовый завод" (далее - ООО "Гипсовый завод"), у которого были приобретены спорные железнодорожные пути ООО "Альфа".
ООО "Альфа" утверждает, что ОАО "РЖД" не могло вторично в 2003 году приватизировать спорные железнодорожные пути, более того, в состав приватизируемого имущества в 2003 году входили пути общего пользования, пути необщего пользования, к которым относятся спорные железнодорожные пути, не приватизировались.
Указывая на факт строительства и сдачу в эксплуатацию спорных железнодорожных путей в 1964 году, заявитель кассационной жалобы указывает на необоснованность выводов о передаче путей в ведение Красноярской дистанции пути Восточно-Сибирской дороги по акту от 17.06.1963 от Красноярского стройкомбината треста "Сибэлеватормельстрой", который никакого отношения к Красноярскому заводу строительных материалов не имеет.
В письменном отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" указывает на ее необоснованность, утверждая, что спорные железнодорожные пути с 1963 года переданы в ведение Министерства путей сообщения (Красноярская дистанция пути) и 2003 году при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта были внесены в уставный капитал ОАО "РЖД".
Присутствующие в судебном заседании представители ООО "Альфа" и ОАО "РЖД" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности два объекта недвижимости:
- подъездной путь 4см и переезда охраняемого, регулируемого, протяженностью 612 м, инв в„– 04:401:002:001380040, кадастровый номер 24:50:0000000:0:12126, лит 1,2 по адресу: г. Красноярск, ст. Злобино, от с.п. 805 до кп. (свидетельство о государственной регистрации права от 24.08.2012 серия 24 ЕК 416070);
- железнодорожный путь необщего пользования в„– 3см, протяженность. 177 м инв. в„– 04:401:002:001657160:0001, кадастровый номер 24:50:0000000:0:107710, по адресу: г. Красноярск, ст. Злобино, от с.п. 810 до упора (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕК 416073).
За ООО "Альфа" в ЕГРП зарегистрировано право собственности на железнодорожные пути, протяженностью 477 м, инв в„– 04:401:001:000000490:0004, кадастровый номер 24:50:0700263:0:1, лит. в„– 1 по адресу: г. Красноярск, ул. Затонская, 42, соор. 38 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2012 серия 24 ЕК 417 392).
ОАО "РЖД" и ООО "Альфа" предъявлены взаимные требования о признании отсутствующим зарегистрированного права на железнодорожные пути, так как право собственности на один и тот же объект зарегистрировано за разными лицами.
Судами с учетом выводов судебной экспертизы, проведенной в рамках дела, установлен факт тождества спорных объектов недвижимости, а именно:
- железнодорожный путь, протяженностью 477 м, принадлежащий ООО "Альфа", накладывается на часть подъездного пути не общего пользования 4см и переезда охраняемого, регулируемого, протяженностью 612 м (граница наложений начинается от предельного столба и заканчивается упором, протяженность наложения составляет 292), принадлежащий ОАО "РЖД";
- железнодорожный путь, протяженностью 477 м, принадлежащий ООО "Альфа", полностью совпадает с железнодорожным путем не общего пользования 3см, протяженностью 177 м, принадлежащий ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" заявлены требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ООО "Альфа" на часть железнодорожного пути, протяженность 477 м, от предельного столба до стрелочного перевода в„– 810.
ООО "Альфа" заявлены требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ОАО "РЖД" на подъездной путь необщего пользования в„– 4см и переезда охраняемого протяженностью 612 м, от с.п. в„– 805 до КП; и на железнодорожный путь необщего пользования в„– 3см, протяженностью 177 м, от стрелочного перевода в„– 810 до упора.
Признавая обоснованными требования ОАО "РЖД" и отказывая во встречных исковых требованиях ООО "Альфа", суды исходили из того, что права сторон на спорное имущество возникли после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поскольку право собственности у ОАО "РЖД" на подъездной путь в„– 4см, переезд охраняемый и железнодорожный путь необщего пользования в„– 3см (в т.ч. с учетом регистрации 25.02.2004 права на комплекс, в котором находились данные объекты) зарегистрировано ранее, чем зарегистрировано право ООО "Альфа" на железнодорожный путь, протяженностью 477 м, исковые требования ОАО "РЖД" являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а основания для удовлетворения встречного иска ООО "Альфа" у суда отсутствуют.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что судами при вынесении обжалуемых судебных актов не исследованы имеющие существенное значение для разрешения данного спора обстоятельства, а также не дана оценка представленным в дело доказательствам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление в„– 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, в частности, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При рассмотрении такого иска, предъявленного в связи с регистрацией права на одно и то же имущество за разными субъектами, суд проверяет наличие правовых оснований для регистрации права за каждым из них, выясняет, у кого в действительности существует право на недвижимость.
Дав оценку сводному передаточному акту от 30.09.2003, по которому Российская Федерация передала ОАО "РЖД" имущество в качестве вклада в уставный капитал при приватизации последнего, суды пришли к выводу о том, что ОАО "РЖД" является собственником спорных путей.
В качестве правоустанавливающих документов ООО "Альфа" суды исследовали документы, содержащиеся в свидетельстве о регистрации права ООО "Альфа" на спорные объекты недвижимости - протокол аукциона от 12.02.2004, акт приема-передачи имущества ООО "Гипсовый завод" от 25.02.2004, решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 октября 2012 года по делу в„– А33-8733/2012, и исходили из того, что право ООО "Альфа" возникло после вступления в силу Федерального закона в„– 122-ФЗ.
Между тем, из вышеуказанных документов следует, что спорное имущество было приобретено ООО "Альфа" на аукционе у находившегося в процедуре банкротства ООО "Гипсовый завод".
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 Постановления в„– 10/22 акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
ООО "Гипсовый завод" являлось правопреемником Красноярского завода строительных материалов, к которому право собственности на имущество перешло в порядке приватизации в 1992 году, то есть до вступления в силу Федерального закона в„– 122-ФЗ.
В материалах дела имеется план приватизации Красноярского завода строительных материалов, оценка плану приватизации судами не дана.
В плане приватизации Красноярского завода строительных материалов указаны железнодорожные пути и сооружения 3600 м2 (л.д. 163 т. 1), в приложении в„– 1 к плану приватизации указаны - узкоколейные пути, 1964 года ввода в эксплуатацию (л.д. 170 т. 1).
Учитывая, что судебной экспертизой не установлено наличие узкоколейных путей, судам надлежало установить: какие железнодорожные пути были приватизированы в 1992 году Красноярским заводом строительных материалов.
Судами не дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам: техническому паспорту железнодорожных путей ООО "Альфа" на станции Злобино 2004 года (л.д. 50 т. 1); инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "Альфа", утвержденной ОАО "РЖД" 10.12.2004 (л.д. 19 т. 1); договору в„– 3/1058 на подачу и уборку вагонов ООО "Альфа" от 18.09.2006, заключенному с ОАО "РЖД", в которых указана граница подъездного пути - предельный столбик стрелочного перевода в„– 806.
Суд кассационной инстанции отмечает, что факт приватизации железнодорожных путей правопредшественником ООО "Гипсовый завод" подлежит установлению судами на основе оценки имеющихся в материалах дела доказательств и не может быть предметом судебной экспертизы, а потому содержащееся в экспертном заключении утверждение о том, что указанные в плане приватизации узкоколейные пути не имеют ничего общего со спорными железнодорожными путями, не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Судам надлежало установить, какие железнодорожные пути вошли в состав приватизируемого имущества Красноярского завода строительных материалов в 1992 году, данное обстоятельство является значимым для правильного разрешения спора, поскольку государство не могло вновь приватизировать то же самое имущество в 2003 году путем внесения в уставный капитал другого предприятия - ОАО "РЖД".
Кроме того, судами не мотивирован отказ в требованиях ООО "Альфа" о признании отсутствующим права собственности ОАО "РЖД" на часть железнодорожного пути в„– 4см от стрелочного перевода в„– 810 до кп и на железнодорожный путь необщего пользования в„– 3см от стрелочного перевода в„– 810 до упора.
В данной части, судя по первоначальным исковым требованиям, ОАО "РЖД" возражений не представляло.
Отказав в части вышеуказанных встречных исковых требованиях ООО "Альфа", суды по результатам рассмотрения спора сохранили двойную регистрацию на указанную часть железнодорожных путей как за ООО "Альфа" так и за ОАО "РЖД", несмотря на необходимость разрешения спорной ситуации о наличии регистрации права собственности на один и тот же объект недвижимости за разными лицами.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты без исследования имеющих существенное значение для дела обстоятельств, выводы судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены принятых по делу судебных актов с направлением дела на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать все значимые для дела обстоятельства, в том числе установить, какие железнодорожные пути были приватизированы в 1992 году Красноярским заводом строительных материалов, дать оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам, в зависимости от чего, определить какие железнодорожные пути вошли в состав приватизируемого ОАО "РЖД" имущества, разрешить как первоначально заявленные так и все встречные исковые требования, а также распределить по результатам рассмотрения спора судебные расходы, в том числе расходы на проведение судебной экспертизы.
При подаче кассационной жалобы ООО "Альфа" уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей (платежное поручение в„– 429 от 14.09.2016). Поскольку согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащий уплате при подаче кассационной жалобы, составляет 3000 рублей, излишне уплаченная ООО "Альфа" государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2016 года по делу в„– А33-10257/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" (ОГРН 1022401798209, ИНН 2460001399) из федерального бюджета 3000 рублей - государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению в„– 429 от 14.09.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Н.БУРКОВА

Судьи
Д.Н.БАНДУРОВ
М.А.ПЕРВУШИНА


------------------------------------------------------------------