Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.11.2016 N Ф02-5333/2016 по делу N А74-9023/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в результате оказания населению коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению по тарифам, установленным ниже экономически обоснованных.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания предприятием коммунальных услуг и объем их реализации документально подтверждены, кроме того, применение предприятием тарифов для потребителей ниже фактического размера затрат повлекло нарушение прав предприятия в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2016 г. по делу в„– А74-9023/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия, выполняющего судебное поручение по организации видеоконференцсвязи (судья Тропина С.М., секретарь судебного заседания Васильева Е.С.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Республики Хакасия представителей: Республики Хакасия в лице министерства финансов Республики Хакасия Свинаренко В.В. (доверенность от 16.12.2015), Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - комитет) - Ливинцова А.С. (доверенность от 24.09.2016), муниципального унитарного предприятия "Муниципальное образование "Аскизский поссовет "Аскизские тепловые сети" (далее - предприятие) Козыревой Н.Н. (доверенность от 01.06.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Республики Хакасия в лице министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 апреля 2016 года по делу в„– А74-9023/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гигель Н.В., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Ишутина О.В., Магда О.В.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Аскизский поссовет "Аскизские тепловые сети" (ИНН 1905010720, ОГРН 1111902000913, далее - МУП "Аскизские тепловые сети", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Республики Хакасия (далее - министерство), к муниципальному образованию Аскизский поссовет в лице администрации Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия (далее - администрация) о взыскании 823 834 рублей 31 копейки убытков, возникших в результате оказания населению коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению по тарифам, установленным ниже экономически обоснованных.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2016 года, иск к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия удовлетворен.
В удовлетворении исковых требований к администрации Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия отказано.
Не согласившись с судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требования отказать.
В судебном заседании представители министерства финансов и комитета поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель предприятия считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось с 27 октября 2016 года до 12 часов 25 октября 2016 года.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно заключенным договорам в 2014 году предприятие являлось исполнителем коммунальных услуг для населения с. Аскиз в том числе, осуществляло поставку тепловой энергии и горячей воды, водоотведение.
Приказами Госкомтарифэнерго Республики Хакасия от 22.11.2013 в„– 140-т, от 29.11.2013 в„– 166-к установлены экономически обоснованные тарифы на отопление, горячее водоснабжение и водоотведение для МУП МО Аскизский поссовет "Аскизские тепловые сети" на 2014 год с календарной разбивкой: с 01.01.2014 по 30.06.2014 и с 01.07.2014 по 31.12.2014.
При расчетах с населением за оказанные услуги предприятие применяло нормативы потребления коммунальных услуг, установленные приказом Госкомитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29.05.2013 в„– 79-п и тарифы на коммунальные ресурсы, установленные решениями Совета депутатов Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия от 26.12.2013 в„– 152 (на период с 01.06.2014 по 30.06.2014) и от 30.06.2014 в„– 177 (на период с 01.07.2014 по 31.12.2014).
Указанные тарифы ниже экономически обоснованных тарифов, утвержденных Госкомтарифэнерго Республики Хакасия.
Ссылаясь на то обстоятельство, что в результате оказания в 2014 году населению с. Аскиз коммунальных услуг по поставке тепловой энергии и горячей воды, водоотведению в соответствии со ставками платы, установленными приказом Госкомитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29.05.2013 в„– 79-п, у предприятия возникли убытки в виде межтарифной разницы, рассчитанная поквартально по каждому виду жилищно-коммунальных услуг, исходя из объемов оказанных коммунальных услуг (отопления, горячего водоснабжения и водоотведения), МУП "Аскизские тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности всех обстоятельств, необходимых для возмещения предприятию причиненных ему убытков за счет казны Республики Хакасия.
Суд кассационной инстанции считает судебные акты законными и обоснованными в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого же Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, в частности, реализуют полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (статья 7 Закона о теплоснабжении).
В постановлении от 29.03.2011 в„– 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление в„– 87), понесенные ресурсоснабжающей организацией расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, подлежат возмещению тем публично-правовым образованием, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В соответствии с Положением о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 в„– 372, Госкомитет является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
В рамках осуществления полномочий по государственному регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса приказами Госкомтарифэнерго Республики Хакасия от 17.12.2012 в„– 273-к и от 30.12.2013 в„– 322-к последовательно устанавливались предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 и 2014 годы, в том числе, для муниципального образования Аскизский поссовет на первую половину соответствующего календарного года - 100%, на вторую половину календарного года - 112%.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 20.06.2014 в„– 44-ПП утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Хакасия на период с 01 июля 2014 по 2018 год, в том числе для муниципального образования Аскизский поссовет на 2014 год - 9.20.
Указанные предельные максимальные индексы роста размера платы граждан за коммунальные ресурсы и услуги были учтены Советом депутатов Аскизского поссовета при принятии решений об утверждении размера платы для населения муниципального образования на 2014 год.
Как следует из материалов дела, предприятие в 2014 году оказывало населению муниципального образования Аскизский поссовет коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению и водоотведению по утвержденным Советом депутатов Аскизского поссовета тарифам, рассчитанным с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных государственным органом Республики Хакасия - Госкомтарифэнерго Республики Хакасия.
В подтверждение факта оказания коммунальных услуг и объема их реализации в 2014 году истцом представлены договоры на оказание коммунальных услуг, выписки из лицевых счетов на коммунальные услуги, справки ГУП РХ "Управление технической инвентаризации" об общей площади квартир, справка администрации Аскизского поссовета о численности зарегистрированных в многоквартирных жилых домах, сводный реестр по жилым домам, реестр отапливаемых площадей по жилым домам, сведения об отапливаемых площадях по справкам физических лиц и лицевым счетам, потребление горячей и холодной воды по приборам учета, сводные ведомости по начислениям и оплатам, данные по приборам учета по горячей и холодной воде, ведомости начисления квартплаты и коммунальных услуг, данные о перерасчетах тарифа по горячей воде в периодах, когда подача горячей воды не производилась.
Применение истцом тарифов для потребителей ниже фактического размера затрат повлекло нарушение прав организации в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, ограничение платы граждан за коммунальные услуги произведено органом местного самоуправления в соответствии с решениями органов государственной власти Республики Хакасия об установлении предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги.
Республика Хакасия не обеспечила возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению соответствующие услуги, тем самым не исполнила законодательно установленную обязанность по финансированию межтарифной разницы.
Таким образом, убытки истца образовались в результате неисполнения ответчиком - Республикой Хакасия обязанности по возмещению потерь ресурсоснабжающей организации в результате применения мер тарифного регулирования, выражающихся в принятии уполномоченным органом Республики Хакасия - Госкомтарифэнерго Республики Хакасия экономически обоснованного тарифа и ограничивающего его в целях расчетов с населением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2014 год.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии оснований для взыскания причиненных убытков с Республики Хакасия.
Доказательств того обстоятельства, что Республикой Хакасия были предусмотрены иные меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом, Министерство финансов Республики Хакасия и Государственный комитет Республики Хакасия по тарифам и энергетике в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на то, что он является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, судом также не принимается, поскольку в данном случае ответчиком являлся субъект Российской Федерации - Республика Хакасия в лице Министерства финансов, за счет средств которой и была взыскана соответствующая сумма, поскольку должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, взыскание денежных средств произведено за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 того же Кодекса отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приведенным в судах первой и апелляционной инстанций, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении спора и апелляционной жалобы, влияли на обоснованность и законность решения и постановления либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, арбитражный суд округа не установил.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 апреля 2016 года по делу в„– А74-9023/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СОНИН

Судьи
В.Д.ЗАГВОЗДИН
А.И.РУДЫХ


------------------------------------------------------------------