Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.11.2016 N Ф02-5962/2016 по делу N А33-25692/2015
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано устранить допущенные нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами в сфере обеспечения транспортной безопасности, при эксплуатации железнодорожной станции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку надзорным органом представлены доказательства, подтверждающие несоблюдение обществом требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. по делу в„– А33-25692/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа помощником судьи Командировой А.В.,
при участии в открытом судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Сергеевой К.С. (доверенность от 05.06.2015), управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Суркова В.И. (доверенность от 31.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2016 года по делу в„– А33-25692/2015 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г. Москва, далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу (г. Красноярск, далее - УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 03.09.2015 ЦС в„– 2015.06.10-161-ЖДТ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 апреля 2016 года заявление общества удовлетворено частично: признаны недействительными пункты 1, 3 - 6 предписания управления от 03.09.2015 ЦС в„– 2015.06.10-161-ЖДТ.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2016 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в признании недействительными пунктов 1, 3 - 6 предписания управления от 03.09.2015 ЦС в„– 2015.06.10-161-ЖДТ.
Не согласившись с принятым судебным актом апелляционной инстанции, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, по делу принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Общество, оспаривая судебный акт по данному делу, указывает на то, что не совершало нарушений законодательства в области транспортной безопасности. ОАО "РЖД" не могло обеспечивать транспортную безопасность объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) железнодорожной станции Базаиха в связи с отсутствием утвержденного Плана.
В отзыве на кассационную жалобу УГАН НОТБ СФО Ространснадзора возразило против доводов заявителя кассационной жалобы.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, должностными лицами УГАН НОТБ СФО Ространснадзора на основании распоряжения от 13.08.2015 в„– 431-р в период с 01.09.2015 по 03.09.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований действующего законодательства в вопросах соблюдения ОАО "Российские железные дороги" Красноярская дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" обязательных требований, установленных правовыми актами в сфере обеспечения транспортной безопасности при эксплуатации объекта - железнодорожная станция Базаиха, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Верхняя, д. 5 "г".
По результатам проверки составлен акт проверки от 03.2015 в„– 2015-431, вынесено предписание от 03.09.2015 ЦС в„– 2015.06.10-161-ЖДТ, в которых зафиксировано следующее:
1) в нарушение пункта 5.8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 в„– 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни, безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ТС)" (далее - Требования) не утвержден план обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожной станции Базаиха в течение трех месяцев с момента утверждения результата оценки уязвимости ОТИ;
3) в нарушение пункта 5.14.4 Требований отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение совершения акта незаконного вмешательства в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий;
4) в нарушение пункта 5.24 Требований не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и посту управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ. Контрольно-пропускной пункт установлен при входе в технологический сектор зоны транспортной безопасности здания поста ЗЦ железнодорожной станции Базаиха;
5) в нарушение пункта 5.30.20 Требований не обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности ОТИ на видном месте поверх одежды. Согласно приказу от 15.04.2015 в„– КраснД-123, зоной транспортной безопасности является технологический сектор: здание поста ЭЦ железнодорожной станции Базаиха;
6) в нарушение пункта 10.5, 10.5.1, 10.5.4 Требований ОТИ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающих через КПП на границах зоны транспортной безопасности ОТИ; видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности.
Предписанием от 03.09.2015 ЦС в„– 2015.06.10-161-ЖДТ административный орган обязал общество устранить нарушения по пунктам 1, 3, 5 предписания до 19.10.2015, по пунктам 2, 4, 6 - до 25.01.2016.
Полагая, что данный ненормативный акт противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая незаконными пункты 1, 3 - 6 предписания от 03.09.2015 ЦС в„– 2015.06.10-161-ЖДТ, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что общество не имело возможности выполнения отдельных обязательных условий, предусмотренных Требованиями, в отсутствие утвержденного Плана обеспечения транспортной безопасности.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из ошибочности выводов суда в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о законности и обоснованности пунктов 1, 3 - 6 оспариваемого обществом предписания от 03.09.2015 ЦС в„– 2015.10-161-ЖДТ в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Как установлено судами, ОАО "РЖД" использует ОТИ - железнодорожная станция Базаиха, объекту присвоена 2 категория, реестровый номер ЖСГ506256 от 31.08.2012, уведомление Росжелдор от 05.09.2012 в„– УТБ7/5/06261.
Таким образом, ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры и обязано соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 в„– 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.7 Требований именно на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Согласно пункту 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
По результатам проверки административным органом установлено, что на ОТИ станция Базаиха отсутствует утвержденный план обеспечения транспортной безопасности ОТИ (результаты оценки уязвимости ОТИ - станции Базаиха утверждены 02.12.2013).
Таким образом, требования, содержащиеся в пункте 1 оспариваемого предписания, касающиеся исполнения со стороны заявителя обязанности по утверждению плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, являются законными.
Невыполнение со стороны заявителя условий, содержащихся в пунктах 5.14, 5.14.4, 5.24, 5.30.20, 10.5, 10.5.1, 10.5.4 Требований, явилось основанием для вынесения административным органом предписания (пункты 3 - 6 предписания).
Обстоятельства, связанные с невыполнением условий, определенных Требованиями со стороны субъекта транспортной инфраструктуры, подтверждены доказательствами, представленными административным органом в суд.
Доказательства оценены судом апелляционной инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя не принимаются судом кассационной инстанции во внимание, поскольку касаются несогласия с обстоятельствами, установленными судом апелляционной инстанции, и положенными в основу выводов суда о наличии со стороны общества невыполнения требований действующего законодательства, касающегося проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2016 года по делу в„– А33-25692/2015 Арбитражного суда Красноярского края основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2016 года по делу в„– А33-25692/2015 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------