Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2016 N Ф02-5882/2016 по делу N А19-51/2016
Требование: О признании незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, обязании установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов со смежной сетевой организацией.
Обстоятельства: С учетом проведенного анализа представленных документов общество не соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в связи с чем тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены не будут.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт использования обществом трансформаторной мощности не менее 10 МВА для потребителей на территории субъекта РФ не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2016 г. по делу в„– А19-51/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференцсвязи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Слесаренко И.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Гончаровой Т.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи в Арбитражном суде Красноярского края представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Киселева А.Г. (доверенность от 11.01.2016),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей Службы по тарифам по Иркутской области Сугоняко А.А. (доверенность от 24.02.2016 в„– 79-37-471/16), Чекурковой И.В. (доверенность от 26.10.2015 в„– 79-37-3237/15-2),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2016 года по делу в„– А19-51/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко Д.В.),

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, г. Красноярск; далее - ПАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба) в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, изложенного в письме от 24.11.2015 в„– 79-37-3531/2015; об обязании установить для ПАО "МРСК Сибири" (филиал Бурятэнерго) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов со смежной сетевой организацией - открытым акционерным обществом (ОАО) "Иркутская электросетевая компания".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 1 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 в„– 184 (далее - Критерии), пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861), пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункта 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Правила в„– 1178), пунктов 1.2.18, 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 в„– 204, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество соответствует пункту 1 Критериев, поскольку владеет силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Иркутской области, суммарная установленная мощность которых составляет 12 600 кВА или 12,6 МВА. Заявитель жалобы полагает, что из содержания Критериев не следует необходимость нахождения силовых трансформаторов именно в границах той территории, на которой осуществляется регулируемая деятельность, а указание на "административные границы" имеет отношение к осуществляемой регулируемой деятельности; в пункте 1 Критериев речь идет о суммарной мощности самих силовых трансформаторов, а не о "суммарном объеме присоединенной мощности", как это указано в судебных актах; истребуемый Службой реестр центров питания, используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Иркутской области, обществом представлен; иные документы, подтверждающие факт использования двух трансформаторов в регулируемом виде деятельности, Служба не запрашивала, а также не исследовала вопрос, какие именно трансформаторы используются обществом для электроснабжения Иркутской области, возможно ли раздельное использование трансформаторов, установленных на подстанции "Зун-Мурино", к какой категории надежности относятся объекты потребителей.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ПАО "МРСК Сибири" и Службы в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 25 октября 2016 года до 01 ноября 2016 года до 11 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1052460054327, является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче и распределению электрической энергии.
Обществу принадлежат на праве собственности: сооружение - ВЛ-110 кВ Култук - Зун-Мурино, назначение сооружения энергетики и электропередачи, протяженностью 35,0 км, расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, опоры в„– 90-91, 164-171, 173-186, 187-188, 189-190, 198-199, 200-205, кадастровый номер: 38:25:000000:0050:25:234:001:010132460 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.06.2008 в„– 38АГ 757081); сооружение - ВЛ-35 кВ Култук - Зун-Мурино, назначение: сооружения энергетики и электропередачи, протяженностью 35,0 км, расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, опоры в„– 9, 71-72, 126-150, 151-152, 153-163, 164, кадастровый номер 38:25:000000:0049:25:234:001:010132500 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.06.2008 в„– 38АГ 757082); электросетевой комплекс "Зун-Муринский" ПС 110/35/10 кВ инв. 608К, находящийся по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, кадастровый номер: 03:20;000000:128/2002-000196 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.07.2008 в„– 03-АА 431576).
07.12.2012 между ОАО "МРСК Сибири" (сетевая организация) и ОАО "Иркутская электросетевая компания" заключен договор в„– 18.0300.833.12 оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с пунктом 3.3.1. которого сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии в точки поставки, указанные в Приложении в„– 1.1, в пределах величины максимальной мощности, указанной в приложении в„– 2 к настоящему договору (1. ПС "Быстрая" присоединенная мощность - 2,5 МВА, максимальная мощность - 2,225 МВт; 2. КТПН в„– 3105 присоединенная мощность - 0,63 МВА; 3. КТПН в„– 3106 присоединенная мощность - 0,25 МВА; 4. КТПН в„– 3325 присоединенная мощность - 0,63 МВА; 5. КТПН в„– 3326 присоединенная мощность 0,4 МВА, максимальная мощность - 0,744 МВт), путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Сетевой организации на праве собственности и (или) ином законном основании, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Дополнительным соглашением от 01.10.2015 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии в Приложении в„– 1.1 строки 2, 3, 4, 5 исключены с указанием о вступлении в силу дополнительных соглашений с 01.04.2015.
В связи с тем, что с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 в„– 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" с 01.01.2016 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям, в целях проверки соответствия ПАО "МРСК Сибири" Критериям Служба направила обществу запрос от 28.04.2015 в„– 79-37-1262/15 о предоставлении информации, подтверждающей соответствие организации Критериям.
В ответ общество направило запрашиваемую информацию (письма от 15.05.2015 в„– 12/02/1968, от 10.06.2015 в„– 12/02/2359-исх.).
По результатам проверочных мероприятий письмами от 23.09.2015 в„– 79-37-2959/15 и от 24.11.2015 в„– 79-37-3531/15 Служба уведомила общество, что с учетом проведенного анализа представленных документов филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" не соответствует пункту 1 Критериев, в связи с чем тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год для организации установлены не будут.
ПАО "МРСК Сибири", полагая, что названный отказ Службы не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ Службы, изложенный в письме от 24.11.2015 в„– 79-37-3531/2015, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно положениям Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) (пункт 4 статьи 23.1).
Территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (статья 3 (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 в„– 466-ФЗ)).
Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности (пункт 1 статьи 21).
Согласно пункту 24 Правил в„– 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Пунктом 1 Критериев предусмотрено, что сетевая организация должна владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что принадлежащая обществу на праве собственности электрическая подстанция 110/35/10 кВ "Зун-Мурино", в состав оборудования которой входят 2 силовых трансформатора одного типа, номинальная мощность каждого 6,3 МВА, суммарная мощность 12,6 МВА, расположены по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, то есть за пределами Иркутской области, в административных границах которой общество осуществляет регулируемые виды деятельности, что обществом не оспаривается. Суммарный объем присоединенной мощности, используемой для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Иркутской области, составляет 4,41 МВА, а с 01.10.2015 - снижен до 2,5 МВА.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела факта использования обществом трансформаторной мощности ПС 110/35/10 кВ "Зун-Мурино" не менее 10 МВА для потребителей на территории Иркутской области и, следовательно, о недоказанности соответствия ПАО "МРСК Сибири" пункту 1 Критериев.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, со ссылкой на то, что из содержания пункта 1 Критериев не следует необходимость нахождения силовых трансформаторов именно в границах той территории, на которой осуществляется регулируемая деятельность, не могут быть учтены, поскольку суды исходили из недоказанности факта использования требуемой пунктом 1 Критериев суммарной установленной мощности (не менее 10 МВА), вырабатываемой принадлежащими обществу трансформаторами, именно при осуществлении деятельности на территории Иркутской области.
Из материалов дела видно, что согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии 07.12.2012 в„– 18.0300.833.12 суммарный объем присоединенной мощности составил 4,41 МВА, с учетом снижения на основании дополнительного соглашения от 01.10.2015) - 2, 5 МВА, следовательно, из 12, 6 МВА вырабатываемой силовыми трансформаторами общества мощности на территорию Иркутской области фактически приходится всего 2, 5 МВА, что не соответствует требованиям пункта 1 Критериев.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть приняты во внимание, как не опровергающие названный вывод судов двух инстанций.
При таких обстоятельствах поскольку Служба доказала соответствие действующему законодательству оспариваемого отказа в установлении ПАО "МРСК Сибири" тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, изложенного в письме от 24.11.2015 в„– 79-37-3531/2015, а заявитель не представил доказательства нарушения названным отказом его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки указанных выводов судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2016 года по делу в„– А19-51/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------