Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2016 N Ф02-6211/2016 по делу N А33-1748/2016
Требование: О взыскании суммы ранее предоставленного гранта.
Обстоятельства: Ответчиком представлены недостоверные отчеты о целевом расходовании средств гранта. Истец ссылается на то, что требование о возврате субсидии ответчиком не исполнено.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчик не доказал освоение денежных средств, полученных в качестве гранта, в установленном соглашением сторон порядке и сроки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2016 г. по делу в„– А33-1748/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Милашкиной Елены Николаевны на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 апреля 2016 года по делу в„– А33-1748/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Качур Ю.И.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),

установил:

Министерство сельского хозяйства Красноярского края (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Милашкиной Елене Николаевне (ОГРН 313245506500096, ИНН 244202692761, далее - ИП Милашкина Е.Н., предприниматель, ответчик) о взыскании суммы ранее предоставленного гранта в размере 1 333 069 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года, исковые требования удовлетворены.
Суды пришли к выводу, что заявленная сумма подлежит взысканию, поскольку предприниматель не доказал освоение денежных средств, полученных в качестве гранта, в установленном соглашением сторон порядке и сроки.
ИП Милашкина Е.Н., не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, просить обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение.
По мнению ответчика, суды не учли доводы предпринимателя относительно объективной невозможности реального исполнения принятых предпринимателем обязательств по освоению гранта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и картотеки арбитражных дел http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет", однако представителей для участия в заседании не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 12.07.2013 между Министерством и ИП Милашкиной Е.Н. (начинающий фермер) заключено соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое устройство в„– 15-40/1 (далее - соглашение), которое определяет порядок взаимодействия сторон по реализации мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки начинающему фермеру в соответствии со статьей 27.4 Закона Красноярского края от 21.02.2006 в„– 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" (далее - Закон о государственной поддержке), предоставляемой в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в форме субсидии в сумме 1 333 069 рублей (далее - грант).
На основании пункта 2.2 соглашения начинающий фермер обязуется, в том числе, израсходовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет; создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 000 рублей гранта; представлять в Министерство ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом расходовании гранта по форме, утвержденной Правительством Красноярского края, с приложением документов, подтверждающих целевое использование гранта в соответствии с планом расходов; допускать уполномоченных представителей Министерства к проверке целевого расходования гранта; представлять по требованию Министерства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса запрашиваемую информацию или документацию для проверки целевого использования средств гранта; возвратить в течение 30 дней со дня получения из Министерства уведомления в доход краевого бюджета полученные средства гранта и (или) помощи в сумме, указанной в уведомлении, в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Начинающий фермер несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения гранта, а также в отчете о целевом расходовании гранта, и документах, подтверждающих целевое использование гранта (пункт 2.6 соглашения).
В соответствии с дополнительным соглашением от 13.04.2015 в„– 15-40/4 стороны договорились дополнить соглашение от 12.07.2013 в„– 15-40/1 абзацем седьмым пункта 2.2 раздела 2, в соответствии с которым ответчик обязан представлять в Министерство отчет о целевом расходовании гранта по форме и в сроки, утвержденные Правительством Красноярского края, с приложением документов, подтверждающих целевое использование гранта в соответствии с планом расходов в течение срока использования гранта, а также иные отчеты по формам и в сроки, предусмотренные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 в„– 197 (далее - Приказ Минсельхоза России в„– 197).
Согласно плану расходов, общий размер расходов на реализацию бизнес-плана должен был составить 1 492 100 рублей, из которых 1 333 069 рублей составляют средства гранта. Платежным поручением от 16.08.2013 в„– 7336278 средства гранта перечислены ответчику.
С целью осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств по проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, истцом проведена выездная плановая проверка ответчика на предмет соблюдения условий, целей и порядка, определенных при предоставлении гранта.
В ходе проверки Министерством установлены факты несоблюдения условий предоставления гранта. ИП Милашкиной Е.Н. нарушены условия, указанные в пунктах 2.8, 2.9 приложения в„– 2 к приказу Минсельхоза России в„– 197 и в пунктах 4, 5 статьи 27.4 Закона о государственной поддержке: ответчиком не подтверждено расходование собственных средств в размере не менее 10 процентов плана расходов; грант не израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение установленного законом и соглашением срока: 1) отсутствуют платежные документы по приобретению окучника универсального, картофелекопалки КК, инкубатора ИФХ - 500, перосъемных машин для ощипа в количестве 2 штук, закупки цыплят; 2) оплата за генератор FUBAGTI 3000, произведена за пределами установленного срока освоения гранта; 3) на проверку не представлены оригиналы договора купли-продажи от 18.06.2014 в„– 2 с Пшенициной Ириной Владимировной, договора розничной купли-продажи от 30.07.2014 в„– 091 с индивидуальным предпринимателем Сцепуро Сергеем Викторовичем, товарной накладной от 30.07.2014 в„– 13 к договору розничной купли-продажи от 07.04.2013 в„– 41; имущество, приобретенное ответчиком за счет гранта, к проверке не представлено (в хозяйстве отсутствуют инкубатор ИФХ-500, генератор FUBAGTI 3000, брудер-клетка для подращивания цыплят).
Кроме того, в связи с вышеизложенным установлено, что предпринимателем представлены недостоверные отчеты о целевом расходовании средств гранта за 3 квартал 2013 года, 2 и 3 кварталы 2014 года.
Также установлено, что копии документов, подтверждающие приобретение инкубатора ИФХ-500 и 2-х перосъемных машин для ощипа у ИП Сцепуро С.В. (договор розничной купли-продажи от 30.07.2014 в„– 091, товарная накладная от 30.07.2014 в„– 13, платежное поручение от 30.07.2014 в„– 2), оригиналы которых на проверку не представлены, содержат недостоверные сведения, поскольку согласно письменным пояснениям указанного лица с ответчиком был заключен предварительный договор, однако он в дальнейшем реализован не был, оплата за товар фактически не поступила.
Министерством в адрес ИП Милашкиной Е.Н. направлено уведомление о возврате средств гранта от 22.10.2015 в„– 23-27/5348/1, которое вручено ответчику 30.10.2015, однако оставлено им без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что требование Министерства о возврате субсидии ответчиком не исполнено, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Министерства, исходя из того, что ответчиком не соблюдены условия использования средств, полученных в качестве гранта, а также не соблюдены требования законодательства по предоставлению достоверных данных истцу о целевом использовании субсидии.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
В соответствии со статьей 27.4 Закона о государственной поддержке, постановлением Правительства Красноярского края от 16.11.2012 в„– 593-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в сельской местности Красноярского края" на 2013-2015 годы" ИП Милашкиной Е.Н. предоставлена субсидия (грант) в сумме 1 333 069 рублей.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 8 Закона о государственной поддержке средства из бюджета Красноярского края предоставляются субъектам агропромышленного комплекса края при заключении и исполнении соглашения о предоставлении государственной поддержки с органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса.
Согласно пункту 5 статьи 27.4 Закона о государственной поддержке грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство должны быть израсходованы на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера. Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, должно быть оформлено в собственность начинающего фермера (учтено за начинающим фермером) и использоваться им в деятельности его крестьянского (фермерского) хозяйства на территории края. Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта.
Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что субъекты агропромышленного комплекса края в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для включения в перечень получателей субсидий и получения субсидий (пункт 1). В случае установления факта несоблюдения условий, установленных при предоставлении субсидий, а также в случае установления факта представления субъектами агропромышленного комплекса края недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных ими для получения субсидий, орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса направляет письменное уведомление субъекту агропромышленного комплекса края о возврате в 10-дневный срок перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета за период, в котором были допущены нарушения или представлены недостоверные сведения (пункт 5). При неиспользовании средств субсидий, предоставленных на финансирование выполнения работ (оказания услуг) в текущем финансовом году, получателями средств субсидий остатки неиспользованных средств субсидий подлежат возврату в краевой бюджет в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении государственной поддержки, в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 5 статьи 7 (пункт 9).
Согласно пункту 30 приложения в„– 1 к подразделу 2.3 Целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в сельской местности Красноярского края" на 2013-2015 годы в случае выявления факта нарушения получателем гранта условий, установленных в приложении в„– 2 к приказу Минсельхоза России в„– 197 и в пунктах 4, 5, 7 статьи 27.4 Закона о государственной поддержке, грант подлежит возврату в краевой бюджет получателем гранта в полном объеме.
Исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с данными нормами суды первой и апелляционной инстанций оценили представленные в материалы дела доказательства, и, учитывая факты несоблюдения условий предоставления гранта, предусмотренных соглашением от 12.07.2013 в„– 15-40/1, а также факт представления ответчиком недостоверных сведений в отчетах о целевом расходовании средств, пришли к правильному выводу о том, что ответчиком не соблюдены условия использования субсидии (гранта) и требования законодательства по представлению достоверных данных об использовании субсидии, что является основанием для возврата полученных средств предпринимателем в соответствующий бюджет.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, основанием для отказа в удовлетворении рассмотренных требований не являются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
С учетом положений подпунктов 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решение арбитражного суда надлежало уплатить государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Определением суда кассационной инстанции от 07 октября 2016 года ИП Милашкиной Е.Н. предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по данному делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела в суде кассационной инстанции государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 3 000 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 апреля 2016 года по делу в„– А33-1748/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Милашкиной Елены Николаевны в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.Д.ЗАГВОЗДИН

Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
Л.М.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------