Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2016 N Ф02-6187/2016 по делу N А19-17625/2015
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу доначислен земельный налог, так как обществом была занижена налоговая база при исчислении данного налога за 2014 год в связи с неправомерным применением в спорный период кадастровой стоимости земельных участков, установленной вступившим в законную силу судебным актом.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку вступивший в законную силу судебный акт, которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, является достаточным основанием для того, чтобы общество исчисляло земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена данным судебным актом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 г. по делу в„– А19-17625/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 14 по Иркутской области - Покоевец А.В. (доверенность от 04.05.2016), Потапенко Н.М. (доверенность от 16.08.2016), открытого акционерного общества "Тыретский солерудник" - Грязнова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 14 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2016 года по делу в„– А19-17625/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Деревягина Н.В.; суд апелляционной инстанции - Ткаченко Э.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),

установил:

открытое акционерное общество "Тыретский солерудник" (ОГРН 1073814000150, ИНН 3814011769, далее - общество, ОАО "Тыретский солерудник"), обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 14 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 02.07.2015 в„– 09-09/62 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2016 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
ОАО "Тыретский солерудник" 04 мая 2016 года обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 января 2016 года по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2016 года заявление общества о пересмотре судебного акта удовлетворено, решение от 18 января 2016 года отменено.
Общество, уточнив заявленные требования, попросило признать решение налогового органа незаконным в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 1 069 898 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в результате дифференциации земельного налога за 2014 год на два периода (до и после изменения кадастровой стоимости земельных участков на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2014 года по делу в„– А19-2310/2014) доначисление обществу земельного налога в сумме 1 069 898 рублей (за период с 17.07.2014 по 31.12.2014) без учета установленной судом новой кадастровой стоимости является незаконным.
Налоговый орган обжаловал указанное решение в суд апелляционной инстанции в части признания незаконным решения от 02.07.2015 в„– 09-09/62 о доначислении земельного налога в сумме 484 000 рублей (за период с 17.07.2014 по 30.09.2014).Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2016 года решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным решения налогового органа от 02.07.2015 в„– 09-09/62 о доначислении земельного налога в сумме 101 284 рублей 95 копеек, в указанной части принято новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что установление решением суда новой кадастровой стоимости земельных участков является достаточным основанием для исчисления налогоплательщиком земельного налога по этой кадастровой стоимости вне зависимости от даты фактического внесения соответствующих сведений в государственный кадастр.
Вместе с тем, апелляционный суд пришел к выводу, что с учетом вступления решения Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2014 года по делу в„– А19-2310/2014 в законную силу 17.07.2014 и положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации новая кадастровая стоимость, равная рыночной, должна применяться для целей налогообложения начиная с 01 августа 2014 года, что послужило основанием отмены решения суда первой инстанции в соответствующей части.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда в части признания незаконным решения налогового органа о доначислении 382 715 рублей 05 копеек (484 000 рублей - 101 284 рубля 95 копеек), обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой судебные акты в обжалуемой части отменить как основанные на неправильном применении норм материального права и неприменении правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 11 апреля 2016 года в„– 302-КГ15-15796.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что кадастровая стоимость, установленная указанным выше решением суда, фактически внесена в государственный кадастр 30.09.2014 и должна учитываться для целей исчисления земельного налога начиная с 01.10.2014.
ОАО "Тыретский солерудник" в представленном отзыве просило оставить обжалуемые акты без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представители налогового органа и общества поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и возражений на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Тыретский солерудник" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 38:04:000000:312, 38:04:020101:1345.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 в„– 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 38:04:020101:1345 и 38:04:000000:312 по состоянию на 01.01.2012 составила соответственно 3 092 741 рублей 16 копеек и 1 054 758 392 рублей 40 копеек.
Общество оспорило кадастровую стоимость земельных участков в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2014 года по делу в„– А19-2310/2014 установлена равной рыночной кадастровая стоимость указанных земельных участков в размере 207 965 рублей и 38 768 877 рублей.
Поскольку в апелляционном порядке указанное решение не обжаловалось, в соответствии со статьей 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно вступило в законную силу 17.07.2014. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр 30.09.2014.
Основанием для принятия оспариваемого решения инспекции послужили выводы налогового органа о занижении обществом налоговой базы при исчислении земельного налога за 2014 год, в связи с неправомерным применением в период 01.01.2014 по 31.12.2014 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:04:020101:1345 и 38:04:000000:312, установленной решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2014 года по делу в„– А19-2310/2014.
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с уточненными требованиями (т. 3 л.д. 42-44) о признании незаконным решения инспекции в части доначисления земельного налога без учета установленной судом кадастровой стоимости за период с 17.07.2014 по 31.12.2014.
Признавая незаконным доначисление земельного налога (с учетом постановления суда апелляционной инстанции) суды правомерно исходили из следующего.
Часть 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции 2013 года под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции 2013 года) установлено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции 2013 года).
Общество использовало специальную процедуру определения кадастровой стоимости земельных участков - обратилось в суд с целью установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2014 года по делу в„– А19-2310/2014 кадастровая стоимость рассматриваемых земельных участков установлена равной рыночной.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 в„– 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая вышеуказанное правовое регулирование и судебную практику, вступивший в законную силу судебный акт, которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, является достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившим в законную силу судебным актом.
Решение Арбитражного суда Иркутской области по делу в„– А19-2310/2014 вступило в законную силу 17.07.2014, то есть после 15-го числа соответствующего месяца. Таким образом, установленная указанным решением кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной, подлежит применению с учетом пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации - начиная с месяца, который следует за вступлением в законную силу судебного акта, то есть с августа 2014 года.
Положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 в„– 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (часть 8 статьи 3 вышеуказанного закона). Порядок введения приведенных выше изменений в статью 24.20 Закона об оценочной деятельности для целей налогообложения не противоречит абзацу 4 пункта 1 и пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
На момент введения в действие статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 21.07.2014 в„– 225-ФЗ решение арбитражного суда об изменении кадастровой стоимости земельных участков вступило в законную силу, в связи с чем в настоящем деле не имеется оснований для применения правового регулирования, введенного вышеуказанным законом.
Правильно применив положения пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 22.07.2014, суды в обжалуемой налоговым органом в суд кассационной инстанции части пришли к правильному выводу о незаконности решения инспекции в отношении доначисления земельного налога за период с 01.08.2014 по 30.09.2014 без учета установленной решением суда кадастровой стоимости земельных участков.
При этом суды правильно применили положения статьи 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 в„– 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указали, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими лицами; закон не содержит оговорок о наделении правом отсроченного режима исполнения судебных актов, принятых по вопросам определения кадастровой стоимости земельных участков.
Следуя позиции, сформированной Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 25.01.2001 в„– 1-П, суды обоснованно указали, что подход инспекции, приведенный в апелляционной, а также повторяемый в кассационной жалобах, относительно начала применения установленной судебным актом кадастровой стоимости земельных участков исходя из даты фактического внесения соответствующих сведений в государственный кадастр (30.09.2014), фактически не учитывает наличие решения суда по спорному вопросу, а также ставит налогообложение конкретного налогоплательщика в зависимость от обстоятельств, связанных с исполнением или неисполнением вступившего в законную силу судебного акта.
Выводы судов по указанному вопросу не противоречат правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 апреля 2016 года в„– 302-КГ15-17096. Согласно указанной позиции, вступившие в законную силу судебные акты об установлении кадастровой стоимости земельных участков, являются достаточным основанием для исчисления земельного налога в соответствии с этой кадастровой стоимостью.
Ссылки налогового органа на определение Верховного суда Российской Федерации от 11 апреля 2016 года в„– 302-КГ15-15796 не могут быть приняты, поскольку не учитывают фактические обстоятельства по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Исследование и оценка доказательств осуществлена судами по правилам статей 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2016 года по делу в„– А19-17625/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.Д.ЗАГВОЗДИН

Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
Л.М.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------