Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.03.2016 N Ф02-226/2015 по делу N А78-10870/2015
Требование: О признании недействительной записи в ЕГРЮЛ и обязании аннулировать запись.
Обстоятельства: На основании заявления председателя ликвидационной комиссии регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности федерального бюджетного учреждения в связи с его ликвидацией по решению учредителей, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как председателем ликвидационной комиссии представлены в регистрирующий орган все необходимые документы, кроме того, обществом пропущен срок на обращение в суд с данным заявлением и ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Забайкальского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. по делу в„– А78-10870/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Юшкарева И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Леонтьева И.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Димовой Т.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Забайкальского края представителей общества с ограниченной ответственностью "Мириад-плюс" Туманова-Соколова О.В. (доверенность от 22.05.2014); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 2 по г. Чите Безбородовой М.А. (доверенность 02.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мириад-плюс" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 октября 2015 года по делу в„– А78-10870/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Перевалова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мириад-плюс" (г. Чита, ИНН: 7536035287, ОГРН: 1027501158893, далее - ООО "Мириад-плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 2 по г. Чите (далее - Межрайонная инспекция ФНС России в„– 2 по г. Чите, налоговый орган) о признании недействительной записи о государственной регистрации прекращения деятельности федерального бюджетного учреждения - Управление Сибирского военного округа в связи с его ликвидацией и обязании аннулировать данную запись.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Строительное управление Сибирского военного округа" (далее - ОАО "Строительное управление Сибирского военного округа").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2015 года решение суда от 08 октября 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Мириад-плюс" ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон в„– 402-ФЗ), подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации); просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная инспекция ФНС России в„– 2 по г. Чите считает ее доводы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Мириад-плюс" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России в„– 2 по г. Чите просит оставить судебные акты без изменения.
ОАО "Строительное управление Сибирского военного округа" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 июля 2010 года по делу в„– А78-229/2010 с Федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского военного округа" в пользу открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" взыскана задолженность в сумме 14 885 384,84 руб. и выдан исполнительный лист АС в„– 003878555 от 31.08.2010.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 сентября 2011 года произведена замена взыскателя по исполнительному листу АС в„– 003878555 от 31.08.2010 ОАО "Главное управление обустройства войск" на правопреемника ОАО "Строительное управление Сибирского военного округа".
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 октября 2013 года произведена замена взыскателя по исполнительному листу АС в„– 003878555 от 31.08.2010 ОАО "Строительное управление Сибирского военного округа" на правопреемника ООО "Мириад плюс".
Исполнительный лист АС в„– 003878555, предъявленный к исполнению 14.12.2011 в орган федерального казначейства по месту нахождения лицевых счетов должника для исполнения, был возвращен за невозможностью его исполнения в связи с закрытием лицевых счетов должника.
Приказом Министра обороны Российской Федерации в„– 597 от 29.04.2011 принято решение о ликвидации федерального бюджетного учреждения "Федеральное бюджетное учреждение - Управление Сибирского военного округа", в связи с чем приказом командующего войсками восточного военного округа в„– 291 от 07.06.2011 назначена комиссия для выполнения мероприятий по ликвидации юридического лица.
27.07.2011 в Вестнике государственной регистрации в„– 29 (336) опубликована информация (в„– 785) о принятии решения о ликвидации Федерального бюджетного учреждения - Управления Сибирского военного округа и праве кредиторов на предъявление требований в установленном порядке в течение 2 месяцев с момента публикации настоящего сообщения.
04.12.2011 по истечении установленного срока председателем ликвидационной комиссии было представлено в налоговый орган уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением всех необходимых документов.
10.12.2012 председателем ликвидационной комиссии федерального бюджетного учреждения - Управление Сибирского военного округа в адрес регистрирующего органа направлено сообщение об отсутствии по состоянию на 10.12.2012 условий, препятствующих ликвидации юридического лица.
На основании заявления председателя ликвидационной комиссии о государственной регистрации юридического лица федерального бюджетного учреждения - Управление Сибирского военного округа налоговым органом 21.12.2012 принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами - федерального бюджетного учреждения - Управление Сибирского военного округа, о чем 21.12.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за государственным регистрационным номером 2127536106410.
ООО "Мириад плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого было отказано в связи со следующим.
О решении налогового органа от 21.12.2012 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией и, соответственно, о внесении 21.12.2012 в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией ООО "Мириад плюс" стало известно, как минимум, из решения Арбитражного суда г. Москвы от 18 августа 2014 года по делу в„– А40-49988/14 по иску ООО "Мириад плюс" к Министерству обороны Российской Федерации (как к субсидиарному ответчику) о взыскании 14885384,84 руб. - задолженности по исполнительному листу АС в„– 003878555 от 31.08.2010.
С заявлением об оспаривании записи о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения ООО "Мириад плюс" обратилось в арбитражный суд 24.08.2015, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом не заявлялось.
Суд первой инстанции также учел, что председателем ликвидационной комиссии федерального бюджетного учреждения - Управление Сибирского военного округа были представлены в регистрирующий орган все необходимые документы для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Согласно статье 22 Закона о государственной регистрации государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона, то есть в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации. Данный перечень является исчерпывающим.
При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, а также на него в рассматриваемом периоде не была возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона в„– 402-ФЗ представленный ликвидационный баланс не отражал действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; названное следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. По мнению общества, в этом случае налоговый орган должен быть отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут как не основанные на положениях Закона о государственной регистрации в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации. Кроме того, суды отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований также и по иному самостоятельному основанию - в связи с пропуском срока на обжалование рассматриваемой записи.
Не соглашаясь с выводами судов о пропуске срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что названный процессуальный срок следовало исчислять со дня получения обществом ответа налогового органа с приложением запрашиваемых документов (в том числе недостоверного ликвидационного баланса), то есть с 12.08.2015; поскольку общество обратилось в арбитражный суд 24.08.2015, срок на обжалование пропущен не был.
Названные доводы заявителя кассационной жалобы не основаны на положениях части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суды двух инстанций мотивированно признали, что обществу стало известно о нарушении его законных интересов 18.08.2014 из ставшего известным факта государственной регистрации налоговым органом ликвидации юридического лица при рассмотрении требования общества к субсидиарному ответчику - Министерству обороны Российской Федерации по делу в„– А40-49988/2014. Как указали суды, доводы общества о том, что оно узнало о нарушении его прав из ответа налогового органа, являются несостоятельными.
Предметом заявленного требования по настоящему делу является законность записи налогового органа о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения в связи с его ликвидацией. Следовательно, права и законные интересы общества могло нарушить именно решение налогового органа о такой государственной регистрации.
Начало течения срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно связали с данным ненормативным правовым актом, а не с субъективным восприятием обществом ставших известными ему дополнительных обстоятельств (содержания ликвидационного баланса). Истечение данного срока, как правильно посчитали суды, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В сохранивших силу Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 в„– 7830/06 и от 31.10.2006 в„– 8837/06 также отмечено, что пропуск названного срока служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 октября 2015 года по делу в„– А78-10870/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
И.Ю.ЮШКАРЕВ


------------------------------------------------------------------