Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.03.2016 N Ф02-762/2016 по делу N А74-2459/2015
Требование: О взыскании основного долга и неустойки по договору аренды земельного участка.
Обстоятельства: Арендодатель указывает на образовавшуюся за арендатором задолженность по арендным платежам, он предложил ему погасить долг добровольно, однако задолженность не была погашена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку арендатор учреждением не является, следовательно, под льготную категорию налогоплательщиков не подпадает, в связи с чем арендные платежи не подлежали исчислению в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. по делу в„– А74-2459/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Первушиной М.А., Уманя И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Ниникиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Социальные объекты Абаканского рудоуправления "Саянская благодать" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2015 года по делу в„– А74-2459/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Лиходиенко А.В., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Парфентьева О.Ю., Петровская О.В.),

установил:

Отдел по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Абаза (далее - Отдел по УМИ МО г. Абаза, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Социальные объекты Абаканского рудоуправления "Саянская благодать" (ОГРН 1021900757636, ИНН 1909051325, г. Абаза, далее - ООО "СО АРУ "Саянская благодать", общество, ответчик) о взыскании 44 084 рублей 16 копеек основного долга и 8 908 рублей 33 копеек неустойки по договору аренды земельного участка в„– 2008-139 от 05.11.2008.
ООО "СО АРУ "Саянская благодать" в свою очередь предъявило к Отделу по УМИ МО г. Абаза встречный иск о взыскании 40 989 рублей 13 копеек неосновательного обогащения.
В качестве соответчика по встречному иску привлечен Бюджетно-финансовый отдел администрации города Абаза.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года, первоначальный иск удовлетворен, во встречном - отказано.
ООО "СО АРУ "Саянская благодать" обжаловало судебные акты в кассационном порядке, просило их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении первоначальных требований и удовлетворении встречных.
В кассационной жалобе ООО "СО АРУ "Саянская благодать" приведены доводы о том, основным видом деятельности общества в соответствии с его уставом является предоставление лечебно-профилактических услуг и организация детского оздоровительного отдыха; осуществление обществом медицинской деятельности на основании лицензий определяет его статус как лечебного учреждения, которое на основании пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 6 Решения Абазинского городского Совета депутатов от 24.12.2010 в„– 317 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Абаза" (далее - Решение Абазинского городского Совета депутатов от 24.12.2010 в„– 317) пользуется налоговой льготой по земельному налогу в размере 100%.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в силу подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила, Постановление в„– 582) и пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 в„– 05 (далее - Положение о порядке определения размера арендной платы на территории Республики Хакасия) размер годовой арендной платы за арендуемый обществом земельный участок не должен превышать 0,01% от кадастровой стоимости участка.
Как полагает общество, понятие "учреждение" в системе здравоохранения относится не только к учреждениям в определении, содержащимся в нормах гражданского законодательства, как организационно-правовой форме юридического лица, но и к коммерческим организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.11.2008 между Отделом по УМИ МО г. Абаза (арендодатель) и ООО "СО АРУ "Саянская благодать" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка в„– 2008-139, по условиям которого последнему в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 19:09:010109:122 общей площадью 7 045 кв. м, находящийся в государственной собственности, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Гагарина, 5А, целевое использование - для эксплуатации зданий и сооружений, в границах, указанных в кадастровом плане участка (приложение в„– 3), на срок 49 лет: с 05.11.2008 по 04.11.2057.
По акту приема-передачи от 05.11.2008 земельный участок передан арендатору.
20.01.2009 договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2.2 договора арендная плата в годовом выражении составляет 35 926 рублей 68 копеек.
Пунктом 2.4 определено, что арендная плата вносится ежеквартально равными платежами в срок до 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября текущего года. Обязательство считается исполненным с момента своевременного внесения арендной платы и предоставления информации об оплате арендодателю (пункт 2.5 договора).
В соответствии с пунктом 2.6 договора изменение размера арендной платы осуществляется не чаще одного раза в год в случаях: изменения кадастровой стоимости земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую; изменения вида разрешенного использования земельного участка; изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Республики Хакасия, регулирующих определение арендной платы за земельные участки; изменения коэффициентов КВ (коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использовании категории земельного участка), Ки (коэффициент инфляции), предусмотренных Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 в„– 05; в иных случаях, предусмотренных договором аренды.
В пункте 2.7 договора предусмотрено, что при изменении арендной платы арендодатель направляет соответствующий расчет в адрес арендатора.
Пунктом 7.2 договора установлена ответственность арендатора в случае невнесения арендных платежей в установленный срок в виде пени в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки.
Указывая на образовавшуюся за 2014 год задолженность по арендным платежам, истец уведомлением в„– 122 от 09.02.2015 предложил ответчику погасить долг добровольно.
Задолженность по договору аренды земельного участка в„– 2008-139 от 05.11.2008 обществом не была погашена, что послужило поводом для обращения Отдела по УМИ МО г. Абаза в арбитражный суд с настоящим иском.
ООО "СО АРУ "Саянская благодать" полагая, что является субъектом, который действующим законодательством освобожден от уплаты земельного налога, следовательно, на основании подпункта "а" пункта 3 Постановления в„– 582 и пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы на территории Республики Хакасия размер годовой арендной платы за арендуемый им земельный участок составляет 0,01% от кадастровой стоимости участка, в связи с чем на стороне арендодателя возникло неосновательное обогащение в виде перечисленных в большем размере сумм арендных платежей, предъявило встречный иск.
Принимая решение об удовлетворении первоначального иска и отказе во встречном, Арбитражный суд Республики Хакасия, а в последующем и Третий арбитражный апелляционный суд по результатам рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, обоснованно исходили из следующего.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных договором (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период).
На основании пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации договор является основанием для возникновения обязательства.
Обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество предусмотрена статьями 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что арендная плата за публичные земли является регулируемой. Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений.В силу действовавших до 01.03.2015 положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Хакасия порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, регулируется Положением о порядке определения размера арендной платы на территории Республики Хакасия.
Расчет взыскиваемой задолженности по арендным платежам за 2014 год правомерно произведен судом в соответствии с условиями договора аренды в„– 2008-139 от 05.11.2008 по методике, установленной Положением о порядке определения размера арендной платы на территории Республики Хакасия с применением соответствующих коэффициентов.
Данный расчет обществом не оспорен, оснований ставить под сомнение его арифметику у суда кассационной инстанции не имеется.
Возражения общества требованиям Отдела по УМИ МО г. Абаза и позиция по встречному иску основаны на нормах подпункта 2 пункта 6 Решения Абазинского городского Совета депутатов от 24.12.2010 в„– 317, предоставляющего учреждениям здравоохранения налоговую льготу по земельному налогу в размере 100%, и пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы на территории Республики Хакасия, устанавливающего для лиц, имеющих право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах (в рассматриваемом случае - учреждений здравоохранения), арендующих земельные участки, льготный размер годовой арендной платы, равный 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, суд округа полагает приведенное нормативно-правовое обоснование не подлежащим применению в рассматриваемом случае, соответствующие доводы кассационной жалобы - выражающими неправильное истолкование обществом норм материального права.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог отнесен к местным налогам.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог, являясь местным налогом, устанавливается и вводится в действие на территории муниципальных образований в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Правила установления и использования налоговых льгот определены в статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.
Из пункта 3 той же статьи 56 и пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Категории налогоплательщиков, которым установлены льготы по земельному налогу, определены в статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Этот перечень не является исчерпывающим и представительными органами муниципальных образований льготы по земельному налогу могут устанавливаться в отношении иных категорий налогоплательщиков, не поименованных в статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный налог на территории муниципального образования город Абаза установлен Решением Абазинского городского Совета депутатов от 24.12.2010 в„– 317, действовавшим в спорный период (до 01.01.2015).
В пунктах 5 и 6 указанного решения предписано освободить от уплаты земельного налога организации и физических лиц, которые перечислены в статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации, и установить налоговые льготы по земельному налогу в размере 100 процентов следующим категориям налогоплательщиков:
1) органы местного самоуправления муниципального образования г. Абаза - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
2) учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта - в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
3) муниципальные учреждения (в том числе автономные), созданные органами местного самоуправления и финансируемые из бюджета муниципального образования город Абаза, - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
4) граждане старше 70 лет в отношении земельных участков, занятых индивидуальным жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными гаражами, а также предоставленных для садоводства и огородничества (включая земли, занятые строениями и сооружениями), при условии целевого использования земельных участков.
ООО "СО АРУ "Саянская благодать" полагает, что имеет право на налоговую льготу по земельному налогу в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Решения Абазинского городского Совета депутатов от 24.12.2010 в„– 317, следовательно, арендуя земельный участок, вправе применять льготный размер годовой арендной платы - 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензий, что определяет его статус как лечебного учреждения.
Между тем, из толкования вышеизложенных правовых норм следует, что установление льготируемой категории налогоплательщиков является исключительной прерогативой законодателя и носит адресный характер, что неоднократно подчеркивалось в актах Конституционного суда Российской Федерации (н-р Определение от 02.11.2011 в„– 1478-О-О).
Согласно пункту 6 Решения Абазинского городского Совета депутатов от 24.12.2010 в„– 317 в перечне лиц, на которые распространяется льгота по земельному налогу, представительный орган муниципального образования город Абаза указал учреждения здравоохранения.
Поскольку нормами Налогового кодекса Российской Федерации и местных актов в сфере налогов и сборов понятия "учреждение" или "учреждение здравоохранения" не раскрываются, следует руководствоваться гражданским законодательством, определяющим учреждение как некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 в„– 447-О, на которое ссылается заявитель кассационной жалобы, усматриваются иные обстоятельства, не связанные с разрешением вопроса об отнесении лица к категории налогоплательщиков, для которой установлена налоговая льгота. Расширительная трактовка понятий "медицинское учреждение", "учреждение здравоохранения", охватывающая юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе коммерческие организации, дана лишь применительно к возможности налогоплательщика воспользоваться социальным налоговым вычетом, обусловленной необходимостью представления в налоговый орган подтверждающих документов, полученных от сторонних организаций. Именно такие организации независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности рассматриваются в ряду медицинских учреждений с той лишь целью, чтобы равным образом обеспечить налогоплательщикам возможность реализовать налоговый вычет.
Учитывая, что ответчик по первоначальному иску учреждением не является, следовательно, как правильно отметили суды, под льготную категорию налогоплательщиков не подпадает, арендные платежи не подлежали исчислению в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких условиях суммы задолженности и неустойки по договору аренды земельного участка в„– 2008-139 от 05.11.2008 правомерно взысканы судом с ООО "СО АРУ "Саянская благодать" в пользу Отдела по УМИ МО г. Абаза, а в удовлетворении встречного иска отказано.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды двух инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2015 года по делу в„– А74-2459/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года по тому же делу должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2015 года по делу в„– А74-2459/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.Н.БАНДУРОВ

Судьи
М.А.ПЕРВУШИНА
И.Н.УМАНЬ


------------------------------------------------------------------