Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.03.2016 N Ф02-1093/2016 по делу N А58-5047/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за неисполнение конкурсным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку управляющим обязанности по опубликованию сведений об открытии процедуры конкурсного производства в отношении общества, размещению в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о проведении собрания кредиторов и его результатах в установленный срок не исполнены, регистрирующий орган не уведомлен о проведении собрания кредиторов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Саха



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. по делу в„– А58-5047/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Ноева Анатолия Тимофеевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2015 года по делу в„– А58-5047/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (место нахождения: город Якутск; далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Ноева Анатолия Тимофеевича (далее также - арбитражный управляющий, Ноев А.Т.) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2015 года, требование Управления удовлетворено, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, арбитражный управляющий обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление указывает на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе, просит суд отказать в ее удовлетворении.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовое отправление в„– 66402595050723; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 18.02.2016), однако в судебное заседание своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, до судебного заседания от арбитражного управляющего поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2015 года по делу в„– А58-6420/2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ленский" (далее - ООО "Ленский", общество) введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Ноев Анатолий Тимофеевич.
По результатам проверки сведений, содержащихся в жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 5 по Республике Саха (Якутия), должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении в„– 00221415 от 09.09.2015 в отношении арбитражного управляющего Ноева А.Т.
В протоколе об административном правонарушении зафиксирован факт неисполнения арбитражным управляющим Ноевым А.Т. в ходе процедуры банкротства ООО "Ленский" обязанностей, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), выразившихся в несвоевременном направлении сведений для опубликования в газету "Коммерсантъ" сообщения о введении процедуры конкурсного производства, несвоевременном размещении в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщения о введении процедуры конкурсного производства, сообщения о проведении собрания кредиторов, не включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о решениях, принятых собранием кредиторов, не уведомлении органа по контролю (надзору) о проведении собрания кредиторов.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая арбитражного управляющего к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях арбитражного управляющего признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе, за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с названным Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Согласно пункту 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, об утверждении арбитражного управляющего.
Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 названного Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования (пункт 1 статьи 128 Закона о банкротстве).
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержден приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 в„– 178 (далее - Порядок в„– 178).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка в„– 178 сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 в„– 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 в„– 1049-р газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
Установив то обстоятельство, что резолютивная часть решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2015 года по делу в„– А58-6420/2014, которым ООО "Ленский" признано банкротом и которым в отношении общества введена процедура конкурсного производства с утверждением в качестве конкурсного управляющего Ноева А.Т., объявлена 25.02.2015, суды пришли к правильным выводам о том, что обязанность по опубликованию сведений об открытии процедуры конкурсного производства в отношении общества должна быть исполнена в срок до 07.03.2015.
Вместе с тем, судами установлено, что соответствующее объявление опубликовано в газете "Коммерсантъ" 04.04.2015 за в„– 59. В Единый федеральный реестр сведений о банкротстве соответствующие сведения включены 02.04.2015.
Также административным органом заявлен, а судами - рассмотрен вопрос о привлечении арбитражного управляющего к ответственности в связи с неисполнением обязанности по размещению в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщения относительно результатов проведенного 21.05.2015 собрания кредиторов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Пунктами 1, 4 статьи 13 Закона о банкротстве предусмотрено, что для целей названного Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с названным Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
Сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 названного Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Вместе с тем, судами установлено, что информация о проведении собрания кредиторов 21.05.2015 размещена в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 15.05.2015, то есть с несоблюдением установленного Законом о банкротстве срока.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Однако, как установили суды, по результатам проведенного собрания кредиторов 21.05.2015 сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве не размещено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о банкротстве предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. В сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться, в том числе сведения о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов (пункт 3).
Вместе с тем, судами установлено, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) как орган по контролю (надзору) в соответствующей сфере не уведомлено арбитражным управляющим о проведении собрания кредиторов 25.08.2015, сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве о дате собрания кредиторов опубликовано 04.08.2015.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие у арбитражного управляющего специального правового статуса, а также специальной профессиональной подготовки к осуществлению указанной деятельности, принимая во внимание, что выполнение требований статей 12, 28, 128 Закона о банкротстве является обязанностью арбитражного управляющего, суды пришли к обоснованным выводам о наличии в действиях арбитражного управляющего признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следствие, привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности по указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществлено обоснованно.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии не уполномоченного арбитражным управляющим лица, отклоняется арбитражным судом кассационной инстанции.
Судами установлено, что о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении арбитражный управляющий извещен надлежащим образом (уведомление от 24.08.2015 в„– 7-11.3/05564-15, которое получено управляющим лично 25.08.2015).
Также установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник арбитражного управляющего Ноева А.Т. - Попов А.Н. по доверенности от 07.09.2015 в„– 1, которая по своему характеру является общей доверенностью без указания полномочий представителя на участие в конкретном административном деле.
Вместе с тем, суды обоснованно указали, что данное обстоятельство не препятствует указанному лицу участвовать при составлении протокола в качестве защитника лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении и является дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов лица на стадии составления протокола.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2015 года по делу в„– А58-5047/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------