Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.04.2016 N Ф02-1353/2016 по делу N А19-14179/2014
Требование: О применении последствий недействительности сделки - договора об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения.
Обстоятельства: Истцом ответчику перечислены денежные средства по договору, который признан недействительным вступившим в законную силу судебным актом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные денежные средства перечислены истцом при отсутствии законных оснований, факт их использования ответчиком не может быть признан правомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А19-14179/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Васиной Т.П., Туманова В.Н.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Каравай" Посяковой Светланы Николаевны (доверенность от 28.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Каравай" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2015 года по делу в„– А19-14179/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Габескирия М.Н., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),

установил:

областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ангарска (ОГРН 1023800527805, ИНН 3801056868, Иркутская область, г. Ангарск, далее - ОГКУ Центр занятости населения г. Ангарска) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу "Каравай" (ОГРН 1023800516079, ИНН 3801008303, Иркутская область, г. Ангарск, далее - ОАО "Каравай") о применении последствий недействительности сделки - договора об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, от 30.08.2011 в„– 407/11/2 ОРД, заключенного между ОГКУ Центр занятости населения г. Ангарска и ОАО "Каравай", о взыскании с ОАО "Каравай" в пользу ОГКУ Центр занятости населения г. Ангарска 2 294 157 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2015 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 года решение от 29 июня 2015 года оставлено без изменения.
АО "Каравай" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2015 года по делу в„– А19-14179/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 года по тому же делу отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права: статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, недобросовестное исполнение истцом своих обязанностей не может относиться к риску ответчика. Он не должен нести неблагоприятные последствия, возникшие в результате нарушения истцом своих обязательств, регламентированных его внутренними документами, и определяющих его деятельность.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что работы, выполненные ответчиком и принятые истцом, подлежат оплате.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АО "Каравай" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между ОГКУ Центр занятости населения г. Ангарска (центр) и ОАО "Каравай" (работодатель) заключен договор об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих представителей, находящихся под угрозой увольнения от 30 августа 2011 года в„– 407/11/2 ОРД, на условиях частичного возмещения затрат на оплату труда участников общественных работ, в соответствии с Программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 10 февраля 2011 года в„– 31-пп в части организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения за счет субсидий федерального бюджета, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года в„– 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и постановлением Правительства Иркутской области от 21 марта 2011 года в„– 73-пп "Об утверждении Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год".
В соответствии с актом в„– 1 сдачи-приемки выполненных работ по договору за период с 30 августа по 25 декабря 2011 года (по договору в„– 407/11/2 ОРД от 30 августа 2011 года), в указанный период работодатель реализовал программу в следующих объемах: создано 110 единиц временных рабочих мест для трудоустройства 110 работников организации, в том числе по специальностям (профессиям): подсобный рабочий - 68 (человек), техник - 42 (человека).
Работодатель обеспечивал выплату заработной платы участникам общественных работ.
Центр перечислил средства на частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату за 3 месяца на сумму 2 294 157 рублей. Условия (обязательства) договора в„– 407/11/2 ОРД от 30 августа 2011 года выполнены в полном объеме и в срок. Занятость работников ОАО "Каравай", участников общественных работ, сохранена.
В ходе проведенной Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области установлено незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием - заключены договоры с работодателями "Об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения" не предусматривающие участие в общественных работах безработных граждан и граждан, находящихся в поисках подходящей работы, и возмещены им затраты по оплате труда работников - участников общественных работ, не являющихся безработными или находящихся в поисках работы; произведены перечисления средств организациям (работодателям) на возмещение затрат по оплате труда работников - участников общественных работ по договорам "Об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения", заключенным на выполнение работ, не имеющих социально полезную направленность, необходимых для развития социальной инфраструктуры г. Ангарска; возмещены расходы организациям (работодателям) по организации общественных работ, без предоставления документов, подтверждающих выплату заработной платы, перечисление НДФЛ и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; возмещены расходы двум организациям (работодателям) по организации общественных работ (ремонт мебели, пошив спецодежды, ремонт и изготовление тары, погрузоразгрузочные работы) не в соответствии с видами общественных, временных работ, предусмотренных программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области; приняты бюджетные обязательства на возмещение расходов по выполнению общественных работ при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на момент заключения договора с ОАО "Каравай" и соглашения к договору, заключенному с открытым акционерным обществом "Ангарское управление строительства" (ОАО "АУС"); нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и предоставления отчетности - не отражена по данным бюджетного учета кредиторская задолженность по счету 30242 "Расчеты по безвозмездному перечислению организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", что привело к искажению учетных данных по состоянию на 1 ноября 2011 года.
Указанные нарушения отражены в представлении о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29 декабря 2012 года в„– 81, которым Центру занятости предложено принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
В отношении Центра занятости вынесено предписание по устранению выявленных нарушений от 29 декабря 2012 года в„– 20, согласно которому ему предписано принять меры по возмещению незаконно выплаченных сумм в доход бюджета в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, предусматривающими возмещение ущерба.
Суд первой инстанции, применив положения статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 53 Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год, учитывая установленные при рассмотрении дел в„– А19-5440/2013, в„– А19-3953/2014 обстоятельства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (по состоянию на 19 декабря 2011 года) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В силу пункта 2 данной статьи требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу в„– А19-5440/2013 отказано в удовлетворении заявленного ОГКУ Центр занятости населения г. Ангарска требования о признании недействительными принятых Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в„– 81 от 29 декабря 2012 года и предписания по устранению выявленных нарушений в„– 20 от 29 декабря 2012 года.Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу в„– А19-5440/2013 отказано в удовлетворении заявленного ОГКУ Центр занятости населения г. Ангарска требования о признании недействительными принятых Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в„– 81 от 29 декабря 2012 года и предписания по устранению выявленных нарушений в„– 20 от 29 декабря 2012 года.
Также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по делу в„– А19-3953/2014 суд признал недействительным договор об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих представителей, находящихся под угрозой увольнения от 30 августа 2011 года в„– 407/11/2 ОРД.
В рамках настоящего дела исковые требования предъявлены в целях устранения нарушений, выявленных и указанных в предписании от 29 декабря 2012 года в„– 20, и возмещения незаконно выплаченных сумм в доход бюджета.
Поскольку спорные денежные средства перечислены истцом при отсутствии законных оснований, факт их использования ответчиком не может быть признан правомерным.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая данные обстоятельства, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дел в„– А19-5440/2013, в„– А19-3953/2014, правильно удовлетворили исковые требования.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2015 года по делу в„– А19-14179/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2015 года по делу в„– А19-14179/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.И.ПАЛАЩЕНКО

Судьи
Т.П.ВАСИНА
В.Н.ТУМАНОВ


------------------------------------------------------------------