Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.04.2016 N Ф02-962/2016 по делу N А33-5796/2015
Требование: О признании незаконным бездействия надзорного органа и обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Товарищество уведомило надзорный орган и орган местного самоуправления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете. Однако указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли и не реализовали свое решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как товарищество в предусмотренный законом срок не совершило все необходимые действия для реализации выбранного им способа формирования фонда капитального ремонта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. по делу в„– А33-5796/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Соколовой Л.М., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Слесаренко И.В., секретарь судебного заседания Керимова К.Э.),
при участии в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей товарищества собственников жилья "Надежда" - Осиповой Т.Ю. (доверенность от 19.02.2015), Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края - Горбачевой О.В. (доверенность от 24.03.2016 в„– 50),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Надежда" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 сентября 2015 года по делу в„– А33-5796/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Крицкая И.П., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),

установил:

товарищество собственников жилья "Надежда" (ОГРН 1082468042073, ИНН 2460210392, г. Красноярск, далее - ТСЖ "Надежда", товарищество), уточняя и дополняя требования, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) о признании незаконным бездействия, выразившегося во невнесении в реестр специальных счетов сведений о выбранном собственниками помещений многоквартирного жилого дома способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и возложении обязанности на службу включить товарищество в данный реестр.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г. Красноярска (далее - администрация), Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением положений части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что открытие счета в кредитной организации за пределами установленного законом срока не является препятствием для реализации им выбранного способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель товарищества поддержала доводы кассационной жалобы, представитель службы возразила против них.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 12.02.2016), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, ТСЖ "Надежда" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Менжинского, 18 "г".
20.02.2014 проведено общее собрание собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Протоколом в„– 1 от 02.03.2014 избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Уведомлениями в„– 25, в„– 26 от 07.07.2014 ТСЖ "Надежда" известило службу и администрацию о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений.
04.09.2014 товариществом в ОАО "Сбербанк России" открыт расчетный счет.
28.11.2014 администрация постановлением в„– 812 внесла в постановление от 21.08.2014 в„– 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" изменения и включила вышеуказанный многоквартирный дом в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли и не реализовали свое решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ "Надежда" с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из отсутствия оснований у службы для включения товарищества в реестр специальных счетов и ненарушения прав и законных интересов заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Статьей 170 Кодекса также предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края в„– 4-1451 (Закон в„– 4-1451).
В силу пункта 1 статьи 4 названного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Исходя из оценки представленных доказательств, принимая во внимание, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 в„– 709-п и опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, суды признали, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта с приложением соответствующих документов должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014. Вместе с тем специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО "Сбербанк России" был открыт 04.09.2014, то есть после 10.08.2014.
Суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что товарищество в предусмотренный законом шестимесячный срок не совершило все необходимые действия в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона в„– 4-1451 для реализации выбранного им способа формирования фонда капитального ремонта.
С учетом изложенного суждение товарищества о соблюдении им предусмотренных законом условий для реализации выбранного способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ошибочно и построено на ином толковании вышеприведенных норм, поскольку уведомления от 07.07.2014 в адрес службы и администрации о принятом решении не является достаточным условием для включения спорного многоквартирного дома в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств по делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 сентября 2015 года по делу в„– А33-5796/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------