Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.04.2016 N Ф02-1346/2016 по делу N А19-4709/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа и обязании произвести финансирование расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
Обстоятельства: Образовательное учреждение обратилось в уполномоченный орган с заявкой о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в пределах федеральных государственных стандартов, дополнительно указав, что уже обращалось с заявлениями о предоставлении данной субсидии.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу в„– А19-4709/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад в„– 216 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Хуснутдинова И.Б. (доверенность от 02.02.2016), Успенского М.С. (доверенность от 02.02.2016), Министерства образования Иркутской области Андриянова А.С. (доверенность от 11.01.2016), Правительства Иркутской области Макаровой Е.А. (доверенность от 30.10.2015), Министерства финансов Иркутской области Курбанова А.В. (доверенность от 08.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад в„– 216 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2015 года по делу в„– А19-4709/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),

установил:

частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад в„– 216 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1043801756404, ИНН 3812079218; г. Иркутск; далее - Детский сад в„– 216, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству образования Иркутской области (далее - Министерство образования), Правительству Иркутской области (далее - Правительство), о признании незаконным бездействия Министерства образования Иркутской области выразившегося в невыделении субсидии на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы за 2014 год, обязании Министерство образования произвести финансирование расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, за 2014 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Иркутской области (далее - Минфин).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Детский сад в„– 216 обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 8, 22 Федерального закона от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании" (далее - Закон об образовании), распоряжения Правительства Иркутской области от 30.06.2014 в„– 517-рп "Об утверждении комплекса мер по модернизации дошкольного образования Иркутской области в 2014 году", нарушения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о пропуске предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд, ссылаясь на то, что письма Министерства образования от 07.07.2014 в„– 55-37-6063/14 и б/д в„– 55-37-/14 не являются подтверждением бездействия Министерства образования, в них отсутствует указание на то, что субсидия за 2014 год не будет выделена; в связи с отсутствием нормативного правового акта, определяющего порядок финансового обеспечения дошкольного образования Учреждению не были известны сроки, в которые ему должна быть выделена субсидия на возмещение затрат, в связи с чем он имел основания полагать, что субсидия будет ему предоставлена до конца 2014 года; моментом, с которого заявитель узнал о нарушении своего права, является первый рабочий день 2015 года. Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований у Министерства образования для предоставления Учреждению субсидии, ввиду отсутствия нормативного правового акта, определяющего порядок финансового обеспечения дошкольного образования, указывая, что такая обязанность возложена на Министерство образования статьей 22 Закона об образовании; отсутствие такого акта свидетельствует о бездействии Правительства Иркутской области и лишает Учреждение возможности получения субсидии.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство образования, Правительство Иркутской области, Минфин считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, а судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Детского сада в„– 216, Министерства образования, Правительства, Минфина в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Детский сад в„– 216 зарегистрирован в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043801756404. Учредителем Учреждения является открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Учреждение 30.12.2013 обратилось в Министерство образования с заявкой о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в пределах федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
26.03.2014 и 30.05.2014 Учреждение, не получив ответ, повторно обратилось в Министерство образования с просьбой дать письменный ответ на заявку о предоставлении субсидии от 30.12.2013 и с заявкой о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в пределах федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Письмом от 07.07.2014 в„– 55-37-6083/14, а также письмом без даты в„– 55-37-/14 Министерство образования уведомило Учреждение о том, что при наличии государственной аккредитации по основным общеобразовательным программам Учреждение имеет право на получение испрашиваемой субсидии, при этом вопрос о финансовом обеспечении получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях рассматривается Правительством, после чего по данному вопросу будет издан нормативно-правовой акт, определяющий порядок финансирования, а также сообщило, что расходы на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам, предусматриваются в проекте бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов.
19.12.2014 Детский сад в„– 216 обратился в Министерство образования с заявкой о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в пределах федеральных государственных стандартов дошкольного образования в 2015 году, дополнительно указав, что в декабре 2013 года и в мае 2014 года уже обращался с заявлениями о предоставлении указанных субсидий.
Письмом от 15.01.2015 в„– 55-37-160/15 Министерство образования по вопросу предоставления субсидии на 2015 год сообщило, что после внесения изменений в Постановление Правительства от 20.12.2012 в„– 720-пп "Об установлении порядка определения объема и предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях обеспечения получения гражданами дошкольного, начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в Иркутской области" будут определены условия и сроки предоставления документов, необходимых для получения субсидии частными дошкольными образовательными организациями; расходы на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим аккредитацию основным общеобразовательным программам, предусматриваются в бюджете на 2015 и плановый период 2016 - 2017 годов.
Детский сад в„– 216, полагая, что бездействие Министерства образования и Правительства не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным данного бездействия.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из пропуска заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд и отсутствия ходатайства о его восстановлении. Суд установил, что заявителю стало известно о нарушении его прав бездействием органов, осуществляющих публичные полномочия, после получения писем Министерства образования Иркутской области от 07.07.2014 в„– 55-37-6083/14 и в„– 55-37/14, а с заявлением Учреждение обратилось в арбитражный суд 31.03.2015. Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, пришел также к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя ввиду отсутствия правовых оснований для предоставления Учреждению за счет средств областного бюджета спорных субсидий в связи с отсутствием в 2014 году в Иркутской области нормативного правового акта, устанавливающего условия и порядок предоставления за счет средств областного бюджета таких субсидий.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктами 3, 6 части 1 статьи 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен особый порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Трехмесячный срок подачи заявления, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом, и может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин пропуска.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы Учреждения, проанализировав содержание писем Министерства образования от 07.07.2014 в„– 55-37-6083/14 и в„– 55-37-/14 (без даты), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращаясь в течение 2013 и 2014 годов неоднократно в Министерство и не получив субсидию, Учреждению стало известно о его нарушенном праве именно при получении указанных писем в 2014 году, а не в результате получения письма министерства от 15.01.2015 в„– 55-37-160/15. Однако Учреждение не обжаловало бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, в течение трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратившись в суд с настоящим заявлением 31.03.2015 и не заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы суда, со ссылкой на иной момент исчисления данного срока, направлены исключительно на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При исследовании вопроса о доказанности наличия нарушенных законных прав заявителя оспариваемым бездействием, суд апелляционной инстанции установил, что Законом Иркутской области от 11.12.2013 в„– 113-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" не было предусмотрено предоставление субсидий за счет средств областного бюджета в целях получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам; а также в 2014 году в Иркутской области отсутствовал нормативный правовой акт, устанавливающий условия и порядок предоставления за счет средств областного бюджета упомянутых субсидий. Такой акт утвержден Постановлением Правительства Иркутской области от 15.04.2015 в„– 165-пп.
При этом, как следует из писем от 07.07.2014 в„– 55-37-6063/14 и б/д в„– 55-37-/14, Министерство образования сообщало Учреждению об отсутствии нормативного правового акта, определяющего порядок финансирования, а также о том, что расходы на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам, предусматриваются в проекте бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с вышеприведенными выводами суда апелляционной инстанции, проверены, однако не могут быть учтены, как основанные на ином ошибочном толковании норм права.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на распоряжение Правительства Иркутской области от 30.06.2014 в„– 517-рп "Об утверждении комплекса мер по модернизации дошкольного образования Иркутской области в 2014 году" подлежит отклонению, поскольку данное распоряжение является правовым актом, определяющим цели, задачи, мероприятия направленные на модернизацию дошкольного образования Иркутской области в 2014 году, однако не регулирует бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением частным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат и не устанавливает порядок предоставления субсидий частным образовательным организациям.
Учреждение в судебном заседании суда кассационной инстанции указало на то, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, так как заявителем оспаривалось только бездействие государственных органов по нерассмотрению его обращений. Данный довод не соответствует содержанию заявления Учреждения в суд с учетом уточнений от 18.06.2015. Заявитель просил признать незаконным бездействие Министерства образования в части невыделения субсидии на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы за 2014 год и обязать Министерство образования произвести финансирование расходов (л.д. 35 т. 2).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2015 года по делу в„– А19-4709/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------