Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.2016 N Ф02-3336/2016 по делу N А19-10187/2015
Требование: О признании недействительными торгов по отбору управляющей организации.
Обстоятельства: Управляющая компания ссылается на то, что уполномоченным органом при проведении конкурса допущены нарушения законодательства, выразившиеся в его проведении, несмотря на наличие решений общего собрания собственников о выборе управляющей компании.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с отсутствием доказательств того, что именно собственниками помещений, а не лицами, принявшими помещения от застройщика помещений по передаточному акту, принято решение о способе управления спорными домами, и отсутствием кворума при принятии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. по делу в„– А19-10187/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Платова Н.В.,
с участием представителей общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания многопрофильная "Новый город" Смирновой Е.Н. (доверенность от 16.05.2016, паспорт), Управления ЖКХ Свердловского округа администрации города Иркутска Дружининой Е.Ю. (доверенность в„– 805-71-1322/16 от 10.05.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Сервис" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2016 года по делу в„– А19-10187/2015 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Гречаниченко А.В., Капустина Л.В., Юдин С.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания многопрофильная "Новый город" (ОГРН: 1103850026136, ИНН: 3811142410, г. Иркутск, далее - ООО УКМ "Новый город", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Комитету по управлению Свердловским округом Администрации г. Иркутска (ОГРН: 1113850039368, г. Иркутск, далее - Комитет, ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс-Сервис" (ОГРН: 1123850010019, ИНН: 3812139354, г. Иркутск, далее - ООО "Прогресс-Сервис", ответчик) о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого аукциона по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Иркутск, проезд Юрия Тена, д. 26/1 и д. 26/2, результаты которого оформлены Протоколом в„– 3 по извещению в„– 300115/2857666/03 от 30.01.2015.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2016 года решение от 19 октября 2015 года отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ООО "Прогресс-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска, поскольку решения собраний собственников помещений многоквартирных домов реализованы не были (истец не приступал к управлению спорными домами, управление домами осуществляет ООО "Прогресс-Сервис"); права и законные интересы истца проведением открытого конкурса не нарушены; собственниками одного из спорных многоквартирных домов принято решение о выборе в качестве управляющей компании ООО "Прогресс-Сервис" (протокол в„– 1 от 26.04.2016).
В отзывах на кассационную жалобу ООО УКМ "Новый город" с изложенными в ней доводами не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционного суда, полное и всестороннее исследование и оценку судом имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, просило в удовлетворении жалобы отказать, а Управление ЖКХ Свердловского округа администрации города Иркутска (далее - Управление) - поддержало доводы жалобы и просило постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в составе Белоножко Т.В., судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н. определением от 23 июня 2016 года рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 04 августа 2016 года в 12 часов 30 минут, одновременно судом было изменено наименование ответчика по делу с Комитета по управлению Свердловским округом Администрации г. Иркутска на Управление ЖКХ Свердловского округа администрации города Иркутска.
По причине длительного отсутствия судьи Тютриной Н.Н. ввиду нахождения в очередном отпуске на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 31, 37 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации определением и.о. председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Туманова В.Н. от 03 августа 2016 года в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, произведена замена судьи Тютриной Н.Н. на судью Платова Н.В., в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы производится с самого начала.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Комитетом по управлению Свердловским округом Администрации г. Иркутска проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Иркутск, проезд Юрия Тена, 26/1; проезд Юрия Тена, 26/2 (далее многоквартирные дома в„– 26/1, в„– 26/2).
Извещение о проведении торгов в„– 300115/2857666/03 от 30.01.2015 размещено на официальном сайте для размещения информации по проведению торгов http//torgi.gov.ru - 30.01.2015. В соответствии с данным извещением: дата начала подачи заявок - 30.01.2015 г., дата окончания подачи заявок - 02.03.2015, дата вскрытия конвертов - 02.03.2015, дата рассмотрения заявок - 03.03.2015 дата проведения конкурса - 05.03.2015.
ООО УКМ "Новый город", ссылаясь на то, что решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколами в„– 1 от 13.02.2015, в„– 1 от 14.02.2015 оно избрано управляющей компанией вышеуказанных многоквартирных домов, направило 17.02.2015 в адрес Комитета извещение с изложением данных обстоятельств.
Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом в„– 3 от 05.03.2015, победителем открытого конкурса признано ООО "Прогресс-Сервис".
Полагая, что Комитетом при проведении конкурса допущены нарушения действующего законодательства, в том числе, выразившиеся в его проведении, несмотря на наличие решений общего собрания собственников о выборе ООО УКМ "Новый город" в качестве управляющей компании, истец обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Комитета надлежащих доказательств того, что именно собственниками помещений, а не лицами, принявшими помещения от застройщика помещений в данном доме по передаточному акту, принято решение о способе управления спорными домами; из отсутствия кворума при принятии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в„– 26/2.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска в отношении многоквартирного дома в„– 26/1 и удовлетворяя заявленные требования в обжалованной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что способ управления указанным домом был выбран и реализован собственниками помещений до даты проведения оспариваемого конкурса.
Однако данный вывод апелляционного суда не согласуется с прямым указанием положений частей 13 и 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которые регламентируют строго установленный порядок управления вновь возведенными многоквартирными домами (с момента ввода объекта в эксплуатацию до момента реализации собственниками жилых помещений права на выбор способа управления многоквартирным домом, установленного частью 3 статьи 161 ЖК РФ).
Так, частью 13 статьи 161 ЖК РФ установлено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В силу пункта 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из содержания вышеуказанных норм права усматривается, что лица, поименованные в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, исполняют свою обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг через организацию, управляющую многоквартирным домом на основании части 13 или части 14 статьи 161 ЖК РФ.
Из анализа положений статей 44, 45, 47 и 48, а также частей 2 и 3 статьи 161, статей 162 и 164 ЖК РФ следует, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме. В свою очередь в силу статьи 18 ЖК РФ и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 4 и 23 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на помещения в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такого права.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 в„– 75, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, проведение конкурса обязательно.
Согласно пункту 39 названных Правил в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Судом первой инстанции установлено, что в период подачи заявок на участие в оспариваемых торгах у Комитета имелись сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии прав на жилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах по адресу: г. Иркутск, проезд Юрия Тена, д. 26/1, 26/2.
Поскольку лица, принявшие участие в общих собраниях, решение которых оформлены протоколами в„– 1 от 13.02.2015, в„– 1 от 14.02.2015 на момент проведения данных собраний не обладали документами, подтверждающими право собственности на эти жилые помещения, то решение участников собраний о выборе ими способа управления, оформленное вышеуказанными протоколами, нельзя признать правомерным решением собственников помещений спорного многоквартирного жилого дома по смыслу, придаваемому ему положениями статьи 161 ЖК РФ.
Так как на момент проведения конкурса по выбору управляющей организации сам способ определения управления спорными многоквартирными жилыми домами в установленном законом порядке еще не состоялся, то у Комитета отсутствовали правовые основания для принятия решения об отмене начатого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, проезд Юрия Тена, 26/1.
Указанное свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, что в силу части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого акта с оставлением на основании пункта 5 части 1 статьи 287 Кодекса решения суда первой инстанции, содержащего законные, обоснованные и мотивированные выводы об отсутствии оснований для признания торгов по отбору управляющей организации для управления спорными многоквартирными домами недействительными.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2016 года по делу в„– А19-10187/2015 Арбитражного суда Иркутской области отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года по делу в„– А19-10187/2015.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания многопрофильная "Новый город" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Сервис" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи
С.Б.КАЧУКОВ
Н.В.ПЛАТОВ


------------------------------------------------------------------