Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.09.2016 N Ф02-4664/2016 по делу N А10-7169/2015
Требование: Об отмене предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Учреждению выдано предписание с требованиями возместить в республиканский бюджет денежные средства, использованные с нарушением требований закона на выплату премий работника при отсутствии правовых оснований для их получения, о результатах исполнения предписания проинформировать уполномоченный орган.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлены нарушения учреждением требований закона и несоблюдение установленных ограничений кратности зарплаты руководителя и его заместителей, предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда государственного учреждения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу в„– А10-7169/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 апреля 2016 года по делу в„– А10-7169/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д-С.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),

установил:

государственное казенное учреждение Республики Бурятия "Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к министерству финансов Республики Бурятия (далее - министерство) о признании недействительным предписания от 16.11.2015 в„– 21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - министерство строительства).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2016 года, заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением судами норм материального права (статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, 18 сентября 2015 года на основании поручения министерства в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка соблюдения установленных ограничений кратности зарплаты руководителя и его заместителей, предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда государственного учреждения за период с 01.01.2014 по 30.09.2015, о чем составлен акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2015.Согласно данному акту министерством установлены факты нарушения заявителем статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 145, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений, утвержденного постановлением правительства Республики Бурятия от 26.12.2007 в„– 438, пунктов 4.1, 5.4, 5.5, 5.6 Положения об оплате труда работников государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия", утвержденного приказом министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 29.01.2013 в„– 037-015, пункта 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений и фондов, финансируемых из республиканского бюджета, утвержденного постановлением правительства Республики Бурятия от 10.12.2014 в„– 620, пунктов 4.1, 5.4, 5.5 Положения об оплате труда работников государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия", утвержденного приказом министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия от 12.05.2015 в„– 037-53.
На основании акта проверки 16 ноября 2015 года министерством выдано предписание в„– 21 с требованиями:
- в срок до 18.12.2015 возместить в республиканский бюджет денежные средства в общей сумме 1 515 145 рублей 07 копеек, использованные с нарушением требований действующего законодательства на выплату премий руководителю за период с 01.01.2014 по 06.08.2015, заместителям руководителя, главному инженеру, главному бухгалтеру за период с 10.06.2015 по 06.08.2015 при отсутствии правовых оснований для их получения;
- о результатах исполнения настоящего предписания проинформировать министерство до 22.12.2015. Неисполнение в установленный срок предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о том, что предписание вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции, о наличии в действиях (бездействии) и решениях учреждения фактов нарушения действующего законодательства.
Выводы судов являются правомерными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Оспариваемым актом министерства установлены нарушения учреждением требований закона и несоблюдение последним установленных ограничений кратности зарплаты руководителя и его заместителей, предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда государственного учреждения.
Статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Условия оплаты труда и стимулирования работников определены статьями 145, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, а также положениями регионального законодательства, действующего в отношении исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проанализировав положения действовавших в рассматриваемый период Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений, утвержденного постановлением правительства Республики Бурятия от 26.12.2007 в„– 438, Положения об оплате труда работников государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия", утвержденного приказом министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 29.01.2013 в„– 037-015, Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений и фондов, финансируемых из республиканского бюджета, утвержденного постановлением правительства Республики Бурятия от 10.12.2014 в„– 620, Положения об оплате труда работников государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия", утвержденного приказом министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия от 12.05.2015 в„– 037-53, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что стимулирующие выплаты (премии за счет экономии по фонду оплаты труда в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда по результатам работы за квартал, год) осуществляются в соответствии с приказами министерства строительства.
Поскольку действия и решения учреждения о выплате премий работникам не отвечали указанным требованиям и проведение стимулирующих выплат осуществлялось в отсутствие приказов главного распорядителя бюджетных средств - министерства строительства, являются правомерными выводы судов о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии факта нарушения прав и законных интересов учреждения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к несогласию с выводами судов относительно установленных по делу обстоятельств. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных в статье 288 названного Кодекса, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 апреля 2016 года по делу в„– А10-7169/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2016 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 апреля 2016 года по делу в„– А10-7169/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" в доход федерального бюджета 1 500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ


------------------------------------------------------------------